Программа профилактика правонарушений ПДФ

Наименование
программы
Разработчики
программы
Цель программы
Задачи программы

«Профилактика правонарушений и формирование законопослуного
поведения среди несовершеннолетних»
Зам. директора по СР Омбоева Д. А.
Создание условий для организации комплексной профилактики
правонарушений и формирование законопослушного поведения
среди несовершеннолетних.
1. Своевременное выявление детей и семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении
(как возможное условие совершения правонарушений);
2. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и
проблем, отклонений в поведении, уровня социальной
защищенности и адаптированности к социальной среде;
3. Определение основных направлений, форм, методов социальнопедагогической
работы
с
учащимися,
склонных
к
правонарушениям;
4. Вовлечение
подростков в позитивную деятельность,
адекватную их интересам, способностям и психическому
состоянию, способную отвлечь их от совершения правонарушений;
5. Организация мероприятий, направленных на развитие
социальной инициативы, реализацию социальных программ;
6. Формирование
у
ребенка
адекватного
социальнопсихологического образа своего «Я»;
7. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;
8. Способствовать адаптации личности к жизни в обществе;
9. Создание психологического комфорта и безопасности детей в
школе, семье;
10. Координация
взаимодействия
учителей,
родителей,
специалистов
социальных
служб
представителей
административных органов по профилактике правонарушений
несовершеннолетних;
11. Повышение психолого-педагогической компетентности
родителей и педагогов;
12. Определение результативности профилактической работы.
2021-2022 учебный год

Срок реализации
программы
МАОУ СОШ № 26 г. Улан-Удэ
Территория
реализации программы
Ожидаемые конечные 1. Информационное и методическое взаимодействие всех
участников образовательного процесса, направленное на
результаты реализации
предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних.
программы, их
2. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в
социальная
социально опасном положении и иной трудной жизненной
эффективность
ситуации.
3. Возрождение традиций семейного воспитания.
4. Оказание практической помощи родителям при возникновении
проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социальноподдерживающего и развивающего поведения в семье и во
взаимоотношении с ребѐнком (подростком).
5. Создание условий для развития личности учащегося, усвоении
основных жизненных навыков, необходимых для успешной
2

самореализации и противостояния возможному давлению со
стороны правонарушителей.
Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагогипсихологи школы, социальный педагог, фельдшер, педагоги
дополнительного образования; инспектор ПДН; родители.
Групповые и индивидуальные занятия, беседы, наблюдения,
Нормы и методы
рейды, общешкольные мероприятия.
реализации программы
1. Комплексная диагностика причин и условий, способствующих
Условия реализации
совершению правонарушений среди несовершеннолетних.
программы
2. Развитие межведомственного взаимодействия между субъектами
профилактики, педагогическим коллективом образовательного
учреждения родителями и учащимися.
3. Удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и
педагогов во внеурочное время.
Ожидаемые конечные 1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по
вопросам профилактики правонарушений.
результаты реализации
2. Информационное и методическое взаимодействие всех
программы, их
участников образовательного процесса, направленное на
социальная
профилактику правонарушений.
эффективность
3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в
социально-опасном положении или в иной трудной жизненной
ситуации.
4. Повышение уровня информированности школьников об
ответственности за совершение правонарушений.
5. Оказание практической помощи родителям при возникновении
проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социальноподдерживающего и развивающего поведения в семье и во
взаимоотношении с ребѐнком (подростком).
6. Создание условий для развития личности учащегося,
формирование
позитивной аутоидентификации, ценностных
ориентаций и установок, усвоении основных жизненных навыков,
необходимых для успешной самореализации и противостояния
возможному давлению со стороны правонарушителей.
7. Уменьшение числа правонарушений среди несовершеннолетних
Участники реализации
программы

3

Нормативно-правовая база:
1. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989);
2. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием
12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020);
3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от
02.07.2021);
4. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об образовании
в Российской Федерации»;
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с
изменениями и дополнениями);
6. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ (последняя редакция);
7. Устав МАОУ СОШ № 26.

4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной социальноэкономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется
нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня,
криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых и порождают опасные для
подрастающего поколения и общества в целом тенденции:
 рост числа граждан, лишѐнных родительских прав, что предопределяет
широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди
несовершеннолетних;
 массовые нарушение прав детей;
 рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведѐт к
увеличению числа преступлений, совершѐнных несовершеннолетними;
 омоложение преступности;
 увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей,
находящихся в социально-опасном положении.
Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Работа по реализации программы проводится через внеурочную деятельность на
базе общеобразовательной школы через групповые и индивидуальные занятия классных
руководителей, заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога,
педагога-психолога с обучающимися и их родителями.
Задачи программы решаются посредством повышения мотивации к осознанию
несовершеннолетними жизненных целей, их заинтересованности в реализации
задуманного; формирования гендерных представлений о семейных ролях мужчин и
женщин; освоения правовых знаний. В ходе реализации программы планируется
достижение следующих результатов:
 вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность и внеклассные
мероприятия, общешкольные праздники;
 снижение правонарушений среди несовершеннолетних;
 выработка коммуникативных навыков для адаптации в социуме и утверждения
обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации среди сверстников;
 повышение уровня воспитанности детей.
Во время реализации программы предусмотрена организация внеурочного
времени несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета по средствам
кружковой деятельности.
Программа позволит реализовать комплекс объединенных единым замыслом
адекватных мер по локализации причин и условий, способствующих совершению
преступлений, воздействию на несовершеннолетних в направлении формирования их
законопослушного поведения и правового воспитания, профилактики правонарушений.

5

Концепция программы
Правонарушение - поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым
предписаниям и наносит вред общественным и межличностным взаимоотношениям.
Формирование противоправного поведения у детей и подростков может быть
обусловлено следующими причинам:
 социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут
себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных
стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний,
умений и навыков;
 глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием
семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в
семье,
систематическими
учебными
неуспехами,
несложившимися
взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным
(несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей,
учителей, одноклассников;
 отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и
развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими
причинами физиологического и психоневрологического свойства;
 отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами
деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных
жизненных целей и планов;
 безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и
развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией,
смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
В современной интегрированной модели социально-педагогической деятельности
школы по ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, ключевыми
концептуальными положениями являются следующие:
 центром социально-педагогической системы образования является личность
ребенка, на которую направлено семейное воспитание и общественная забота;
 социально-педагогическая деятельность школы предполагает гуманно
личностный подход к ребенку в процессе обучения, воспитания и развития;
личностно-ориентированную педагогику сотрудничества детей и взрослых,
современные инновационные методики и технологии.
 интеграция воспитательных воздействий школы, системы дополнительного
образования, семьи, общественных институтов, государственных учреждений,
на которые возложены функции ранней профилактики девиантного поведения
подростков, основывается на межведомственном подходе;
 поиск контактов с семьей, включение родителей в целенаправленную
социально-воспитательную деятельность;
 создание инфраструктуры дополнительного образования на базе школы в сфере
свободного времени подростков;
 содержание социально-педагогической деятельности школы раскрывается в
совокупности содержательных видов деятельности в сфере учебного и вне
учебного времени: собственно учебная деятельность; культурно-досуговая
деятельность (в сфере учебного и свободного времени); спортивнооздоровительная деятельность, игровая деятельность (реализуется в учебное и
свободное время в разнообразных формах); трудовая деятельность; туристскокраеведческая деятельность; учебно-исследовательская деятельность.
6

Такая деятельность школы направлена на выявление и коррекцию девиантного
поведения детей. При этом все компоненты учебно-воспитательного процесса школы и
учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени направлены
на выработку у детей невосприимчивости к факторам возникновения негативных
проявлений поведения, через вовлечения их в социально значимую деятельность, что в
целом позволит обеспечивать позитивную содержательную занятость подростков в
свободное от учебы время, осуществляя тем самым раннюю профилактику
правонарушений среди несовершеннолетних.

7

Цели и задачи программы.
Цель программы – создание условий для организации комплексной профилактики
правонарушений несовершеннолетних
Задачи программы:
1. Своевременное выявление детей и семей, находящихся в трудной жизненной
ситуации или социально-опасном положении (как возможное условие совершения
правонарушений);
2. Выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений
в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной
среде;
3. Определение основных направлений, форм, методов социально-педагогической
работы с учащимися, склонных к правонарушениям.
4. Вовлечение подростков в позитивную деятельность, адекватную их интересам,
способностям и психическому состоянию, способную отвлечь их от совершения
правонарушений;
5. Организация мероприятий, направленных на развитие социальной инициативы,
реализацию социальных программ;
6. Формирование у ребенка адекватного социально-психологического образа своего
«Я»;
7. Оказание помощи в жизненном самоопределении учащихся;
8. Способствовать адаптации личности к жизни в обществе.
9. Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, семье;
10. Координация взаимодействия учителей, родителей, специалистов социальных
служб
представителей
административных
органов
по
профилактике
правонарушений несовершеннолетних;
11. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов;
12. Определение результативности профилактической работы

8

В течение всего года осуществляется:
работа по обеспечению безопасности жизнедеятельности школьников;
организация консультативной помощи учащимся группы риска по различным



предметам;

отчеты классных руководителей о работе по профилактике правонарушений;

оформление документов в комиссию по делам несовершеннолетних,
районный отдел образования, органы социальной защиты;

заседания школьной службы сопровождения по вопросам:
1. профилактика нарушений школьной дисциплины, пропусков уроков,
неуспеваемости;
2. выполнение родителями и опекунами своих обязанностей;
постановка и
снятие с учета в комиссии по делам несовершеннолетних;
3. постановка на внутришкольный учет и снятие с внутришкольного учета;
4. заслушивание отчетов классных руководителей, социального педагога,
психолога и других специалистов по организации нравственного и правового
воспитания.
Программа содержит несколько блоков: организационная работа, диагностическая
работа, профилактическая работа с обучающимися, профилактическая работа с
родителями, мероприятия для педагогических работников, информационная работа.
Организационная работа включает в себя:
1. Планирование и коррекция работы по профилактике правонарушений в рамках
межведомственного взаимодействия.
2. Организация работы Совета профилактики.
3. Организацию тематических педагогических советов по наиболее актуальным
проблемам профилактики правонарушений несовершеннолетних с привлечением
различных субъектов профилактики.
4. Планирование работы по профилактике алкоголизма, наркомании, токсикомании.
5. Составление социального паспорта класса, школы.
6. Ведение картотеки учащихся из неблагополучных семей, обучающихся, стоящих на
внутришкольном учѐте, социальный паспорт семьи.
7. Проведение операции «Всеобуч» (посещение семей, выявление обучающихся, не
посещающих школу).
Диагностическая работа: На диагностическом этапе осуществляется сбор
данных о сложившейся проблемной ситуации, анализируются и систематизируются
информация, чтобы выявить причины, которые могут способствовать совершению
правонарушений несовершеннолетними.
Диагностический комплекс педагогических, психологических, медицинских,
социологических методов позволяет собрать разнообразную информацию, обеспечивает
дальнейшее всестороннее решение проблемы. На данном этапе используются следующие
методы и приемы: наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование ,анализ
документации и т.д.
Наблюдение – самый распространенный и естественный метод в работе
социального педагога. Он используется для изучения внешних проявлений поведения
человека без вмешательства в его действия. Важно проводить наблюдение в естественных
условиях: в общении, в игре, на уроке и т. д.
Метод беседы получения и непосредственной корректировки информации в
процессе словарного общения является способом проникновения во внутренний мир
личности и дает возможность для понимания его проблем.
Анкетирование метод сбора информации путем письменного опроса
респондентов. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему.
9

Метод интервью предполагает заранее подготовленные вопросы каждому
конкретному респонденту. Используя этот метод важно: использовать разговорный стиль
общения; учитывать возможности отвечающего; создавать привычную для респондента
среду обитания; учитывать временный фактор (достаточно количество времени);
устранять влияние третьих лиц.
Диагностический блок реализуется в тесном взаимодействии с классными
руководителями. В некоторых случаях привлекается психолог.
По итогам реализации диагностического блока происходит анализ полученной
информации, решения принимаются на Совете профилактики в состав которого входят:
учителя-предметники, классные руководители, администрация школы.
Профилактическая работа: Реализация данного блока включает в себя работу с
родителями, педагогическим коллективом и учащимися.
Предупредительно-профилактическая деятельность:

Проведение мероприятий совместно с ПДН;

Классные часы по пожарной безопасности;

Организация правового всеобуча;

Профориентационная работа;

Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ;

Организация досуговой деятельности учащихся состоящих на различных видах
учета.

Профилактическая работа с учащимися
Групповая профилактическая работа

Проведение мероприятий совместно с ПДН

Классные часы по пожарной безопасности.

Организация правового всеобуча.

Профориентационная работа.

Проведение бесед по профилактике употребления психоактивных веществ.

Организация досуговой деятельности учащихся, состоящих на различных видах
учета.
Индивидуальная профилактическая работа:
 Беседы социального педагога, педагога-психолога, классного руководителя,
администрации школы с подростком;
 Беседы инспектора ПДН;
 Вовлечение в творческую жизнь класса, школы, в кружки, секции;
 Направление ходатайств в КДН;
 Проведение тренинговых занятий с категорией таких обучающихся.
Профилактическая работа с педагогическим коллективом направлена на
информирование педагогов о технологиях конструктивного, бесконфликтного общения с
учащимися и способах совместной работы по профилактике правонарушений.
Профилактическая работа с родителями имеет целью усиление взаимодействия
между педагогами и родителями в профилактике правонарушений несовершеннолетних
Условия реализации программы.
 комплексная диагностика причин и условий, способствующих совершению
правонарушений среди несовершеннолетних;
 развитие
межведомственного
взаимодействия
между
субъектами
профилактики, педагогическим коллективом образовательного учреждения
родителями и учащимися;
 удовлетворение интересов и запросов учащихся, родителей и педагогов во
внеурочное время.
10

Комплекс мероприятий по профилактике безнадзорности, правонарушений
несовершеннолетних и предупреждению семейного неблагополучия
МАОУ СОШ № 26 г. Улан-Удэ
№

1.

2.

3.

4.

5.

Меры

Сроки
выполнения
Организационная работа
Организация учета и формирование
Сентябрь,
реестра данных детей, находящихся в корректировка в
социально-опасном
положении,
в
течение всего
отношении
которых
проводится
учебного года
индивидуальная
профилактическая
работа
Организация учета и формирование
Сентябрь,
реестра данных семей, находящихся в корректировка в
социально-опасном положении
течение всего
учебного года
Сверка
списка
обучающихся
из
Сентябрь
неблагополучных семей, состоящих на
учете ВШУ, ПДН, КДН.
Планирование
и
информационное
Сентябрь
обеспечение деятельности социальнопсихолого-педагогической службы
Выявление
и
учет
обучающихся, В течение года
воспитанников,
требующих
повышенного педагогического внимания
(группа риска).

Организация и осуществление текущего
учета обучающихся, не посещающих или
систематически
пропускающих
по
неуважительным причинам занятия в
образовательной организации.
7. Профилактическая акция «Всеобуч»,
направленная на выявление и учет
несовершеннолетних, уклоняющихся от
продолжения обучения, оказания им
помощи
8. Сбор информации о занятости в
каникулярное
время
обучающихся,
состоящих на разных формах учета.
9. Организация
общедоступных
спортивных секций,
привлечение к
участию в них детей, находящихся в
социально-опасном положении
10. Организация
мониторинга занятости
детей, находящихся
в социальноопасном положении, дополнительным
образованием
и
иными
формами
внеурочной деятельности.
6.

11

Ежедневно

Сентябрь

В конце каждой
четверти
В течение года

Сентябрь, в
течение года
корректировка

Ответственные
исполнители
Классные руководители
Зам. директора по СР

Зам. директора по СР,
классные руководители
Зам. директора по СР
Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, психолог
Зам. директора по СР, Зам.
директора по ВР, психолог,
классные
руководители,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса
Классные руководители
Зам. директора по СР

Классные руководители
Зам. директора по СР

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители
Зам. директора по ВР, ПДО

Зам. директора по ВР

11. Принятие мер по взаимодействию с
родителями
(законными
представителями)
для
организации
обучения несовершеннолетних в случае
выявления
семей,
препятствующих
получению своими детьми образования и
(или)
ненадлежащим
образом
выполняющих свои обязанности по
воспитанию и обучению своих детей.
12. Рейды по неблагополучным семьям,
семьям
учащихся
труппы
риска.
Обследование условий жизни опекаемых
детей.

В течение
учебного года

Классные руководители
Зам. директора по СР

В течение года

Зам. директора по СР,
классные
руководители,
Инспектор
ПДН,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса.
Зам. директора по ВР, зам.
директора по СР, психолог,
медицинский работник
школы, инспектор ПДН.
Зам. директора по СР,
инспектор ПДН
Зам. директора по СР,
классные руководители,
Инспектор ПДН,
Уполномоченный по
правам участников
образовательного процесса.
Зам. директора по СР,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса,
классные
руководители,
Инспектор ПДН

13. Проведение месячников профилактики.

В течение года

14. Дни инспектора в школе.

В течение года

15. Организация работы по правовому
просвещению в школе. Дни правовой
культуры.

В течение года

16. Деятельность по программе всеобуча:
контроль за посещением занятий;
участие в рейдах по микрорайону школы,
города; организация работы по месту
жительства с целью выявления детей в
возрасте от 6 до 15 лет, не получающих
общее образование (посещение на дому,
составление актов обследования семей,
информирование ПДН и КДН)
17. Организация диагностической работы.
18. Организация
летнего
отдыха
обучающихся, в том числе обучающихся,
состоящих на различных видах учета.
19. Организация деятельности Совета по
профилактике
в
образовательной
организации
(анализ
деятельности,
планирование,
протоколирование
заседаний)

В течение года

20. Организация внутришкольного контроля
по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
21. Организация деятельности родительских
патрулей в соответствии с графиками

В течение года

Зам. директора по ВР

В течение
учебного года

Зам. директора по СР, Зам.
директора по ВР, Совет
отцов школы

12

В течение года
Апрель, май

Психолог
Зам. директора по СР,
классные руководители

Ежемесячно

Зам. директора по ВР, зам.
директора по СР, классные
руководители,
инспектор
ПДН

1.

2.

3.
4.
5.

6.

7.

8.

Профилактические мероприятия с обучающимися и родителями (законными
представителями).
Проведение
мероприятий
по В течение года Педагогический коллектив
формированию
гражданско-правовой
культуры и сознания обучающихся и
воспитанников,
организация участия
школьников в реализации социально
значимых проектов, конкурсов, акций
различных уровней
Профилактическая
акция
«Волна
Ноябрь
Зам. директора по ВР, Зам.
здоровья»:
директора по СР
 Всемирный день борьбы со СПИДом;
 Международный день отказа от
курения.
Международный день детского телефона
Май
Педагог-психолог
доверия
Всемирный день без табака
Май
Зам. директора по СР
Профилактическая
акция
«Лето»,
направленная
на
предупреждение
преступлений
и
правонарушений
несовершеннолетних в летний период,
организация
трудоустройства,
оздоровления
и
занятости
несовершеннолетних, информирование
родителей и детей о возможностях и
формах организованного отдыха и
трудовой занятости несовершеннолетних
в летний период (карты летней занятости
школьников)
Профилактическая
акция
«Защита»
направленная
на
профилактику
неблагополучия в семьях, детской
безнадзорности,
их
защита
от
преступных посягательств
Проведение
тематических
профилактических классных часов по
профилактике
правонарушений
и
преступности
среди
несовершеннолетних.
Месячник
по
профилактике
правонарушений
среди
учащихся
средних и старших классов: «ХХӀ век –
век без наркотиков» (5-11 класс):
 цикл профилактических бесед
«Ты попал в беду» (5-11 класс),
 беседы
«Курильщики
и
окружающие люди», «О вреде
табака для растущего организма»
(5-11 классы),
 лектории:
«Профилактика
13

Май

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители

Март

Зам. директора по СР

В течение года

Ноябрь, апрель

Зам. директора по СР,
классные
руководители,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса
Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители

употребления
никотин
содержащих
веществ,
профилактика алкоголизма и
наркомании» (7-11 класс),
 классные
часы,
оформление
информационных стендов.
В рамках антинаркотической акции
9.
«Сообщи, где торгуют смертью» беседы
с родителями по темам:
 «Профилактика
негативных
проявлений
среди
несовершеннолетних»,
 «Подросток и наркотики»,
 «Организация занятий школьника по
укреплению здоровья и привитию
здорового образа жизни».
10. Проведение
мероприятий
по
профилактике
безнадзорности
и
правонарушений несовершеннолетних,
противодействию жестокому обращению
с
детьми
и
вовлечению
несовершеннолетних в противоправную
деятельность:
 Этическая беседа «У воспитанных
ребят все дела идут на лад» (1-2
класс);
 Интеллектуально-познавательный
классный час «Страна Закония» (1-4
класс);
 Классный
час
с
элементами
дискуссии «Нет преступления без
наказания» (3-4 класс);
 Беседа «Мы в ответе за свои
поступки (3-4 класс);
 Беседа «Дисциплина и порядок –
наши верные друзья» (3-4 класс);
 Беседа «Уголовная ответственность
несовершеннолетних» (5-6 класс);
 Разъяснительная беседа «Как не стать
жертвой преступления» (5-6 класс);
 Классный час «Подросток и закон»
(7-8 класс);
 Деловая игра «Преступление и
подросток» (7-8 кл.);
 Классный
час
«Остановись
у
преступной черты (7-8 класс);
 Деловая
игра
«Разрешение
конфликтов без насилия» (7-8 класс);
 Разъяснительная
беседа
«Как
противостоять
влиянию
подростковых
антиобщественных
14

Март

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители

В течение года

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители,
психолог,
инспектор
ПДН,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса

группировок» (9-11 класс);
 Разъяснительная
беседа
«Преступление и наказание» (9-11
класс);
 Разъяснительная беседа «Проступок.
Правонарушение. Преступление» (911кл.).
 Профилактические
беседы
о
правилах поведения в каникулярное
время на тему: «Ответственность
несовершеннолетних
за
правонарушения и преступления».
11. Тематические беседы на родительских
собраниях:
 «Подросток и наркотики»;
 «Организация занятий школьника по
укреплению здоровья и привитию
здорового образа жизни»,
 «Здоровым быть здорово».
12. Проведение спортивных мероприятий:
 «Мировая Мама», посвященный Дню
Матери (1-11 класс)
 Праздник «Папа, мама, я - спортивная
семья!» (1-5 класс).
родителей в области
13. Просвещение
законодательства РФ, уведомление об
ответственности за использование их
детьми законов РФ – в течение года.

В течение года

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса

В течение года

Зам. директора по ВР,
учителя
физкультуры,
дворовый инструктор

В течение года

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса
Зам. директора по СР,
психолог,
специалисты
Центра
диагностики
и
консультирования

14. Проведение цикла бесед для родителей В течение года
по выявлению детей с суицидальным
поведением, в том числе с привлечением
специалистов
учреждений
профилактики:
 «Психологические
особенности
подростков»;
 «Профилактика
семейного
неблагополучия и суицидального
поведения детей и подростков»;
 «Как защитить своего ребенка»;
 «Как не попасть в беду»;
 «Предотвращение суицидальных
попыток».
15. Проведение
мероприятий
по В течение года
профилактике
семейного
насилия,
укреплению
семейных
ценностей,
духовно-нравственному развитию детей,
а
также
разъяснению
норм
действующего
законодательства
по
вопросам, связанным с наказанием за
действия
по
отношению
к
15

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса,
специалисты
Центра
диагностики
и

несовершеннолетним:
 Выпуск тематических буклетов
для родителей: «Воспитание без
наказания»,
«Психология
общения»
Беседы по профилактике жестокого
обращения:
 «Как избежать насилия» (1-2
класс);
 «Мой дом – моя крепость» (3-4
класс);
 «Нормы и правила поведения в
семье» (5-7 класс);
 «Жестокость и насилие: как им
противостоять?» (8-9 класс);
 «Отцы и дети» (10-11 класс)
Индивидуальные консультации и беседы
с родителями и учащимися
16. Информирование родителей (законных
представителей)
о
необходимости
осуществления
контроля
за
времяпровождением детей и подростков
в свободное от учебы время, в том числе
о
безопасном
использовании
несовершеннолетними сети Интернет.
17. Индивидуальные консультации с детьми
и родителями.

18. Классные часы на тему «Правила
поведения в общественных местах» (4 - 9
класс)
19. Рейды
«Семья»,
«Подросток»:
посещение семей, находящихся в
социально-опасном положении, детей,
находящихся
в
социально-опасном
положении.
20. Профилактические
индивидуальные
беседы с подростками, состоящими на
ВШУ, на учете в ПДН, КДН
21. Рейд в семьи опекунов, испытывающих
трудности в воспитании подопечных.
22. Проведение
рейда
«Подросток»:
посещение мест сбора подростков,
молодежи.

консультирования.

В течение года

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, классные
руководители

В течение года

Зам. директора по СР, зам.
директора по ВР, психолог,
классные
руководители,
Уполномоченный
по
правам
участников
образовательного процесса
Зам. директора по СР,
классные руководители

Октябрь
В течение
учебного года

1 раз в четверть
Октябрь

Ноябрь

23. Беседы с детьми из семей, находящихся В течение года
в социально-опасном положении с целью
16

Зам. директора по СР,
классные руководители,
инспектор ПДН, Психолог.
Зам. директора по СР,
классные руководители,
инспектор ПДН.
соц. педагог, классные
руководители
инспектор ПДН, психолог
Зам. директора по СР,
классные руководители,
инспектор ПДН, зам.
директора по ВР
Зам. директора по СР,
психолог

24.

25.
26.
27.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.
8.

1.

выявления проблем и оказания помощи.
Подготовка документов (характеристик,
По мере
Зам. директора по СР,
ходатайств,
представлений)
для необходимости классные руководители
постановки на учет и для снятия с учета
ПДН.
Беседы по формированию здорового
Февраль
Зам. директора по СР,
образа жизни «Профилактика курения»
классные руководители
Профилактические
беседы «Правила 1 раз в четверть Зам. директора по ВР,
дорожные знать каждому положено»
классные руководители
Беседа
о половом и нравственном
апрель
Зам. директора по СР,
воспитании подростков
классные руководители
Индивидуальная профилактическая работа
Изучение личностей учащегося
и В течение года Зам. директора
по СР,
составление социально-психологических
классные
руководители,
карточек учащихся, состоящих на ВШУ,
психолог
ПДН.
Изучение семейных взаимоотношений в В течение года Зам. директора по СР,
семьях с целью оказания социальной,
классные руководители,
психологической помощи.
психолог
Проверка
учащегося
по
месту в течение года
Зам. директора по СР,
жительства
с
целью
выяснения
классные руководители,
обстановки в семьях, принятия к
инпектор ПДН
родителям мер правового характера в
случае
выявления
фактов
неблагополучия.
Обследование условий жизни опекаемых В течение года Зам. директора
по СР,
детей,
а
также
многодетных
и
классные
руководители,
малообеспеченных семей с целью
орган
опеки
и
выявления их потребностей, трудностей
попечительства
в воспитательном процессе.
Осуществление
контроля
за
в течение года
Зам. директора по СР,
посещаемостью
учебных
занятий,
классные руководители
учащихсяся состоящих на различных
видах учета
Проведение
индивидуально- в течение года
Зам. директора по СР,
профилактической работы с учащегося,
классные руководители
состоящими на ВШУ, ПДН с целью
предупреждения
с
их
стороны
нарушений
Устава
школы,
противоправных действий.
Вовлечение учащегося, состоящих на в течение года
Зам. директора по СР,
разных формах учета в кружки, секции
классные руководители
Организация каникулярного времени, в
Во время
Зам. директора по СР,
том числе летнего отдыха учащегося.
каникул
классные руководители
Трудоустройство на работу.
Мероприятия для педагогических работников
Организация
участия
классных В течение года Зам. директора по ВР, зам.
руководителей в социальной жизни
директора по СР, классные
детей (в течение года):
руководители
 рейды,
 составление социальных паспортов,
17

2.

3.

1.
2.

3.

1.

2.

3.

 организация социальной помощи,
 составление актов и др.
Заседание МО классных руководителей В течение года
по
вопросам
профилактики
правонарушений,
антиобщественных
действий среди несовершеннолетних,
предупреждения социального сиротства
и жестокого обращения с детьми.
Организация участия в семинарах по
вопросам
профилактики
правонарушений,
безнадзорности
несовершеннолетних
Диагностическая работа
Организация мониторинга социального
Сентябрь
состава обучающихся школы и их семей
Психодиагностика
особенностей В течение года
личности
учащихся,
склонных
к
девиантному поведению и совершению
правонарушений
Исследование социального окружения В течение года
учащихся, состоящих на ВШК и учете
КДН, ПДН
Изучение потребности в рабочих местах
Март-май
для учащихся в летний период
Информационная работа
Размещение на стендах, сайте школы В течение года
информации,
направленной
на
профилактику
правонарушений
несовершеннолетних,
жестокого
обращения с детьми.
Распространение печатной продукции В течение года
(памятки, буклеты) среди обучающихся,
родителей
по
профилактике
правонарушений несовершеннолетних,
жестокого обращения с детьми.
Распространение
среди
родителей В течение года
памяток по безопасному использованию
детьми сети Интернет.

18

Зам. директора по ВР,
классные руководители

Зам. директора по ВР, зам.
директора по СР, классные
руководители
Зам. директора по СР,
классные руководители
Педагог-психолог

Зам. директора по СР,
классные руководители
Зам. директора по СР,
классные руководители
Зам. директора по ВР, зам.
директора по СР, классные
руководители
Зам. директора по ВР, зам.
директора по СР, классные
руководители
Зам. директора по ВР, зам.
директора по СР, классные
руководители

Список используемой литературы
Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.
М., 1997.
2. Беличева С. А. Превентивная психология. М., 1995.
3. Бочарова В. Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный
подход. М., 1999.
4. Бойко В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. Учебное
пособие. 2002
5. Василькова Ю. В. « Методика и опыт работы социального педагога», М., 2001 г.
6. Василькова Ю. Н., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
7. Дормаш С. В., Заводова Т. Е. «Социальный педагог», Минск 2004 г.
8. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический
журнал. 1995. № 2.
9. Криволап Н. С., Заводова Т. Е., Минич О. А. «В помощь классному руководителю»
Минск 2003г.
10. Лебедев Д. И. Детское общественное движение переходного периода: тенденции,
противоречия, перспективы / / Внешкольник. № 25, 1999.
11. Ляпина Е. Ю. «Профилактика социально- опасного поведения школьников»,
Волгоград, 2007 г.
12. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М., 1999.
13. Нагавкина Л. С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. «Социальный педагог: введение в
должность», С-Пб, 2004г.
14. Олиференко Л. Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая
поддержка детей группы риска. – М.: Издательский центр «Академия», 2000г.
15. Осипова М. П., Бутрина Г.А., «Работа с родителями», Минск, 2003 г.
16. Перешеина Н. В., Заостровцева М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и
коррекция отклонений. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
17. Семенов Г. С. « Методики работы социального педагога», М,2004 г.
18. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.
Устюгова И. А., Сухогузова И.Г., Басуева Г.А., Комылятова И.В. Работа с подростками
девиантного поведения 5-11 классы. Волгоград. 2013.
1.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)249-87-44, +7(301)249-87-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».