ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану начального общего образования Начальное общее образование в соответствии с ФГОС Учебный план является нормативным документом по введению в действие федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Нормативной правовой базой учебного плана для школы являются следующие документы: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; 2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» 3. ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интел. нарушениями (с изменениями и дополнениями в УП 2014, 2015, 2017) 4. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (вступает в действие с 1 сентября 2021 г.) 5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования” 6. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями); 8. Приказ Министерства просвещения России от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254»; 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576, №286 от 31.05.2021 г); 11. Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ»); 12. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из числа языков народов Российской Федерации»; 13.. Письмо Министерства образования и науки Р.Ф. От 22 августа 2012 №08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»; 14. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 26» г.Улан-Удэ им.Героя Советского Союза П.Ф.Сенчихина; С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной нагрузки в первом классе в соответствии с п.10.10.СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивается организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20 апреля 2001 г. №408/13-13). В сентябре-октябре месяце проведение четвертого урока планируется проводить в нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки театрализации. Распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24 урока физкультуры и 24 нетрадиционных урока. Режим уроков и перемен для учащихся начальной школы 1 классов на сентябрь – декабрь месяцы: Компоненты учебного дня 1 урок Перемена 2 урок Перемена Время 08.00-08.35 Продолжительность отдыха 10 минут 08.45-09.20 25 минут пауза) (динамическая 3 урок 09.45-10.20 Перемена 20 минут 4 урок 10.40-11.15 Использование «ступенчатого» обучения в первом полугодии: (сентябре - октябре) по 3 урока по 35 минут каждый, в ноябре – декабре по 4 урока по 35 минут. В январе - мае по 4 урока по 40 минут. В рамках динамической паузы предусмотрено проведение занятий внеурочной деятельности. Общая характеристика учебного плана НОО В ходе освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования при реализации учебного плана формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: Закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; Формируются универсальные учебные действия; Развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками; Формируются основы нравственного поведения, личности с обществом и окружающими людьми. Содержание образования на уровне начального общего образования формируется преимущественно за счет ведения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Соотношение основной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, составляет 80% и 20% соответственно от общего объема учебной нагрузки за весь уровень обучения. Обязательная часть учебного плана разработана с учётом Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебнометодического объединения по общему образованию). Настоящий план определяет состав и структуру направлений, форму организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования (1-4 классы), с учетом интересов обучающихся и возможностей МАОУ СОШ №26 г.УланУдэ. Обязательная часть учебного плана отражает содержание начального образования и представлена следующим образом: Предметные области Предметы Основные задачи реализации содержания Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык Литературное чтение на родном языке Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о чтение на родном языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке. Иностранный язык Английский язык Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. Математика и информатика Математика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Обществознание и естествознание Окружающий мир Формирование уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, еѐ современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразии окружающего мира, своего места в нем. Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики Искусство Музыка Изобразительное искусство Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Развитие способности художественнообразного. Эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального Технология Физическая культура Технология . Физическая культура искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществления поисковоаналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни 2. Недельный учебный план начальной школы МАОУ СОШ №26 на 2022-2023 учебный год 2.1. Недельный учебный план для I классов МАОУ СОШ №26 Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя) Предметные области Учебные предметы классы Всего Количество часов в неделю 1 «г» 1 «д» 29 28 1 «а» 1 «б» 1 «в» 30 28 30 Русский язык 5 5 5 5 5 25 Литературное чтение 4 4 4 4 4 20 1/1 1/1 1/1 1/1 1/1 – - - - - Математика 4 4 4 4 4 Окружающий мир 2 2 2 2 2 Кол-во учащихся Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы религиозных культур и светской этики Искусство Технология Физическая культура Бурятский язык Английский язык 5/5 20 10 - Основы религиозных культур и светской этики – – – - - Музыка 1 1 1 1 1 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 Технология 1 1 1 1 1 Физическая культура 2 2 2 2 2 21 21 21 21 21 21 21 21 21 22 22 22 22 Итого Максимально допустимая недельная нагрузка К тарификации 21 22 5 5 5 10 105 105 110 План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной программы учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать требования ФГОС. Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра занятий направленных на развитие школьника. Цели внеурочной деятельности: создание условий для общего развития обучающихся; выравнивание стартовых возможностей обучения младших школьников; содействие самореализации младших школьников и педагогов; приобщение младших школьников к общекультурным национальным ценностям, информационным технологиям. Задачи внеурочной деятельности: Обеспечить: выбор детьми индивидуального образовательного пути; готовность детей к продолжению образования на последующих ступенях общего образования; личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями; создание «ситуации» успеха для каждого ребенка. Для организации внеурочной деятельности школой избрана модель дополнительного образования (Дома творчества, спортивные школы, музыкальные школы г.Улан-Удэ) и модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов. - Внеурочная деятельность организуется после окончания образовательного процесса. Перерыв 45 минут от 1 до 2 занятий в день для детей, посещающих районные и городские учреждения дополнительного образования (для этих учащихся сформированы индивидуальные образовательные маршруты) Занятия по внеурочной деятельности, которые проводятся учителями и педагогами дополнительного образования школы: - общая физическая подготовка; - изостудия; - вокал; - умники и умницы; - Легоконструирование; - занимательная грамматика; - здоровье и экология; -логика; - в мире неизведанных слов. Данные модели ориентированы на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей. Преимущества моделей заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. Для реализации внеурочной деятельности школа использует: программы по внеурочной деятельности образовательного учреждения; образовательные программы учреждений дополнительного образования (ДДЮТ, ДЮСШ); классное руководство (экскурсии, классные часы, работа над классными проектами и т.д.); деятельность педагогических работников (учителей и педагогов дополнительного образования) в соответствии с должностными обязанностями. В соответствии с направлением развития личности было выделено пять направлений внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное – формирование ценного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; духовно-нравственное – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; общекультурное(театральное) – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, воспитание музыкальной культуры; общеинтеллектуальное – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; социальное – воспитание нравственных чувств и эстетического сознания. Занятия по этим направлениям проводятся в форме экскурсий, занятий, творческих дел, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, концертов, проектов и исследований. Для одаренных учащихся предусмотрено индивидуальное сопровождение проектной деятельности. Посещая внеурочные занятия, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников. На занятиях раскрывается творческий потенциал ребенка, проявляются организаторские, творческие, музыкальные и другие способности. При организации внеурочной деятельности обучающихся школой используются собственные ресурсы: спортивное оборудование школы, компьютерный класс, актовый зал, библиотека, игровые зоны в учебных кабинетах, а также ресурсы социальных партнеров школы: дома детского творчества, дома технического творчества, детской библиотеки имени П.Морозова, Детские спортивные школы, художественно –эстетические кружки школы. Направление ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (1 классы) Учебные программы 1а 1б Духовно-нравственное Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Проект «Азбука добра» «Здоровый ребенок – успешный ребенок» Хореографическая студия «Фантазия» ИЗО - студия Вокальная студия «Акцент» Общеинтеллектуальное «36 занятий для будущих отличников» «Юным умникам и умницам» Социальное Проект «Я и моя семья» «Разговор о важном» Всего часов 1в 1г 1д 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 10 1 1 10 1 1 10 1 1 10 1 1 10