Учебный план НОО на 2022-2023 учебный год 1 классы

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану начального общего образования

Начальное общее образование в соответствии с ФГОС
Учебный план является нормативным документом по введению в действие
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, состав учебных предметов и распределяет учебное время, отводимое на
освоение содержания образования по учебным предметам.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Нормативной правовой базой учебного плана для школы являются следующие
документы:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 №273-ФЗ;
2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 « Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
3. ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интел.
нарушениями (с изменениями и дополнениями в УП 2014, 2015, 2017)
4. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования" (вступает в действие с 1 сентября 2021
г.)

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
6. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2
7. Приказ Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 года № 345 "О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями);
8. Приказ Министерства просвещения России от 23.12.2020 № 766 «О внесении
изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
утверждённый
приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254»;
9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября
2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного

образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от 22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от
29.12.2014 N 1643, от 18.05.2015 N 507, от 31.12.2015 N 1576, №286 от 31.05.2021 г);
11. Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ»);
12. Письмо Рособрнадзора от 20.06.2018 № 05-192 «Об изучении родных языков из
числа языков народов Российской Федерации»;
13.. Письмо Министерства образования и науки Р.Ф. От 22 августа 2012 №08-250
«О введении учебного курса ОРКСЭ»;
14. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 26» г.Улан-Удэ им.Героя Советского Союза
П.Ф.Сенчихина;
С целью реализации «ступенчатого» метода постепенного наращивания учебной
нагрузки в первом классе в соответствии с п.10.10.СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивается
организация адаптационного периода (письмо МО РФ от 20 апреля 2001 г. №408/13-13).
В сентябре-октябре месяце проведение четвертого урока планируется проводить в
нетрадиционной форме: целевые прогулки, экскурсии, уроки театрализации.
Распределяются в рамках учебного плана следующим образом: 24 урока физкультуры и 24
нетрадиционных урока.

Режим уроков и перемен для учащихся начальной школы 1 классов на сентябрь – декабрь
месяцы:

Компоненты учебного дня
1 урок
Перемена
2 урок
Перемена

Время
08.00-08.35

Продолжительность отдыха
10 минут

08.45-09.20
25 минут
пауза)

(динамическая

3 урок
09.45-10.20
Перемена
20 минут
4 урок
10.40-11.15
Использование «ступенчатого» обучения в первом полугодии: (сентябре - октябре) по 3 урока
по 35 минут каждый, в ноябре – декабре по 4 урока по 35 минут. В январе - мае по 4 урока по
40 минут.
В рамках динамической паузы предусмотрено проведение занятий внеурочной деятельности.

Общая характеристика учебного плана НОО
В ходе освоения основной общеобразовательной программы начального общего
образования при реализации учебного плана формируются базовые основы и фундамент всего
последующего обучения, в том числе:
 Закладывается основа формирования учебной деятельности ребенка – система учебных
и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные
цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их
результат;
 Формируются универсальные учебные действия;
 Развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и
способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и
одноклассниками;
 Формируются основы нравственного поведения, личности с обществом и
окружающими людьми.
Содержание образования на уровне начального общего образования формируется
преимущественно за счет ведения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие
мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Соотношение основной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, составляет 80% и 20% соответственно от общего объема учебной нагрузки за весь
уровень обучения.
Обязательная часть учебного плана разработана с учётом Примерной основной
образовательной программы начального общего образования (одобрена решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8
апреля 2015 г. № 1/15, в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебнометодического объединения по общему образованию).
Настоящий план определяет состав и структуру направлений, форму организации,
объем внеурочной деятельности для обучающихся на уровне начального общего образования
(1-4 классы), с учетом интересов обучающихся и возможностей МАОУ СОШ №26 г.УланУдэ.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание начального образования и
представлена следующим образом:
Предметные области

Предметы

Основные задачи реализации
содержания

Русский язык и
литературное чтение

Русский язык
Литературное чтение

Формирование первоначальных
представлений о русском языке
как государственном языке Российской
Федерации, как средстве
общения людей разных национальностей в
России и за рубежом.
Развитие диалогической и монологической
устной и
письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и
эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности.

Родной язык и
литературное чтение
на родном языке

Родной язык
Литературное чтение
на родном языке

Формирование первоначальных
представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного
пространства России, о

чтение на родном языке как основе
национального самосознания. Развитие
диалогической и монологической устной и
письменной речи на
родном языке, коммуникативных умений,
нравственных и
эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности
на родном языке.
Иностранный язык

Английский язык

Формирование дружелюбного отношения и
толерантности к
носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским
фольклором и
доступными образцами детской
художественной литературы,
формирование начальных навыков
общения в устной и
письменной форме с носителями
иностранного языка, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических
чувств,
способностей к творческой деятельности на
иностранном языке.

Математика и
информатика

Математика

Развитие математической речи,
логического и алгоритмического
мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о
компьютерной грамотности.

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

Формирование уважительного отношения к
семье, селу, городу, региону, России,
истории,
культуре, природе нашей страны, еѐ
современной жизни. Осознание ценности,
целостности и многообразии окружающего
мира, своего места в нем.

Основы
религиозных
культур и светской
этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

Искусство

Музыка
Изобразительное
искусство

Воспитание способности к духовному
развитию, нравственному
самосовершенствованию. Формирование
первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных
традиционных религиях, их роли в
культуре, истории и современности
России.
Развитие способности художественнообразного. Эмоционально-ценностному
восприятию произведений
изобразительного и музыкального

Технология

Физическая
культура

Технология .

Физическая культура

искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему
миру.
Формирование опыта как основы обучения
и познания, осуществления поисковоаналитической деятельности для
практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при
изучении других учебных предметов;
формирование первоначального опыта
практической преобразовательной
деятельности
Укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому,
нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование
первоначальных умений саморегуляции
средствами физической культуры.
Формирование навыков здорового и
безопасного образа жизни

2. Недельный учебный план начальной школы МАОУ СОШ №26 на 2022-2023
учебный год
2.1. Недельный учебный план для I классов МАОУ СОШ №26

Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя)
Предметные
области

Учебные предметы
классы

Всего

Количество часов в неделю
1 «г»

1 «д»

29

28

1 «а»

1 «б»

1 «в»

30

28

30

Русский язык

5

5

5

5

5

25

Литературное чтение

4

4

4

4

4

20

1/1

1/1

1/1

1/1

1/1

–

-

-

-

-

Математика

4

4

4

4

4

Окружающий мир

2

2

2

2

2

Кол-во учащихся
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

Бурятский язык

Английский язык

5/5

20
10
-

Основы религиозных
культур и светской
этики

–

–

–

-

-

Музыка

1

1

1

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

Технология

1

1

1

1

1

Физическая культура

2

2

2

2

2

21

21

21

21

21

21

21

21

21

22

22

22

22

Итого
Максимально допустимая недельная
нагрузка
К тарификации

21
22

5
5
5
10
105
105
110

План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью основной образовательной
программы учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная деятельность позволяет в полной мере реализовать
требования ФГОС. Школа предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра
занятий направленных на развитие школьника.
Цели внеурочной деятельности:
создание условий для общего развития обучающихся;
выравнивание стартовых возможностей обучения младших школьников;
содействие самореализации младших школьников и педагогов;
приобщение младших школьников к общекультурным национальным ценностям,
информационным технологиям.
Задачи внеурочной деятельности:
Обеспечить:
выбор детьми индивидуального образовательного пути;
готовность детей к продолжению образования на последующих ступенях общего образования;
личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями;
создание «ситуации» успеха для каждого ребенка.
Для организации внеурочной деятельности школой избрана модель дополнительного
образования (Дома творчества, спортивные школы, музыкальные школы г.Улан-Удэ) и
модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов.
- Внеурочная деятельность организуется после окончания образовательного процесса.
Перерыв 45 минут от 1 до 2 занятий в день для детей, посещающих районные и городские
учреждения дополнительного образования (для этих учащихся сформированы
индивидуальные образовательные маршруты)
Занятия по внеурочной деятельности, которые проводятся учителями и педагогами
дополнительного образования школы:
- общая физическая подготовка;
- изостудия;
- вокал;
- умники и умницы;
- Легоконструирование;
- занимательная грамматика;
- здоровье и экология;
-логика;
- в мире неизведанных слов.
Данные модели ориентированы на обеспечение готовности к территориальной, социальной и
академической мобильности детей. Преимущества моделей заключаются в предоставлении
широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по
интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка,
привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а
также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного
процесса, присущая дополнительному образованию детей.
Для реализации внеурочной деятельности школа использует:
программы по внеурочной деятельности образовательного учреждения;
образовательные программы учреждений дополнительного образования (ДДЮТ, ДЮСШ);
классное руководство (экскурсии, классные часы, работа над классными проектами и т.д.);
деятельность педагогических работников (учителей и педагогов дополнительного
образования) в соответствии с должностными обязанностями.

В соответствии с направлением развития личности было выделено пять направлений
внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное – формирование ценного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни;
духовно-нравственное – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека;
общекультурное(театральное) – воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, воспитание музыкальной
культуры;
общеинтеллектуальное – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни;
социальное – воспитание нравственных чувств и эстетического сознания.
Занятия по этим направлениям проводятся в форме экскурсий, занятий, творческих дел,
викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, концертов,
проектов и исследований. Для одаренных учащихся предусмотрено индивидуальное
сопровождение проектной деятельности. Посещая внеурочные занятия, учащиеся прекрасно
адаптируются в среде сверстников. На занятиях раскрывается творческий потенциал ребенка,
проявляются организаторские, творческие, музыкальные и другие способности.
При организации внеурочной деятельности обучающихся школой используются
собственные ресурсы: спортивное оборудование школы, компьютерный класс, актовый зал,
библиотека, игровые зоны в учебных кабинетах, а также ресурсы социальных партнеров
школы: дома детского творчества, дома технического творчества, детской библиотеки имени
П.Морозова, Детские спортивные школы, художественно –эстетические кружки школы.

Направление

ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(1 классы)
Учебные программы
1а
1б

Духовно-нравственное
Спортивнооздоровительное
Общекультурное
(художественноэстетическое)

Проект «Азбука добра»

«Здоровый ребенок –
успешный ребенок»
Хореографическая студия
«Фантазия»
ИЗО - студия
Вокальная студия «Акцент»
Общеинтеллектуальное «36 занятий для будущих
отличников»
«Юным умникам и
умницам»
Социальное
Проект «Я и моя семья»
«Разговор о важном»
Всего часов

1в

1г

1д

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1
1
10

1
1
10

1
1
10

1
1
10

1
1
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)249-87-44, +7(301)249-87-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».