ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к учебному плану начального общего образования Начальное общее образование в соответствии с ФГОС Учебный план является нормативным документом по введению в действие федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по учебным предметам. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Учебный план и логика его построения отражают специфику ОУ, которые определены в целях и задачах данного образовательного учреждения: это развитие творческого и интеллектуального потенциала в условиях непрерывного образования. Учебный план ОУ разработан на основе нормативно-правовых актов: • Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; • Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"» • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) • Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 —О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся”; • Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ СОШ №26 • Приказа Минобрнауки РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" • Письма Минобрнауки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность"(с изм. от 23.12.2020 № 766). • Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в Республике Бурятия"; • ООП ООО • Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ им.Героя Советского Союза П.Ф.Сенчихина • Устава МАОУ СОШ №26 г. Улан-Удэ им.Героя Советского Союза П.Ф.Сенчихина При разработке учебного плана учтены: кадровый состав педагогических работников, социальный заказ на образовательные услуги, особенности образовательного процесса, обусловленные программой развития ОУ, Уставом МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ", уровень технической оснащенности учебных кабинетов и учебноматериальной базы ОУ, преемственность между уровнями образования, требованиями СанПиН. Структура учебного плана и содержание предметных областей в учебном плане В учебном плане на 2022/2023 учебный год в 5 классах в необходимом объёме сохранено содержание учебных программ, являющихся обязательными, обеспечивающими базовый уровень и гарантирующими сохранение единого образовательного пространства на территории РФ. Обучение осуществляется по учебно-методическим комплексам, вошедшим в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на территории РФ. Учебный план ОУ состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть определяет состав учебных предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам). Обязательная часть представлена следующими предметами: русский язык, литература, родной (русский) язык и родная (русская) литература, ОДНКР, иностранный язык (английский), математика, история, география, биология, музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура. Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами «Русский язык», «Литература». Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения. Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена предметами «Родной язык (русский)», «Родная литература на родном языке (русском)» и обеспечивает воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; Предметная область «Иностранный язык. Второй иностранный язык» реализуется предметом «Иностранный язык (английский/немецкий)». При проведении занятий по иностранному языку осуществляется деление классов на две группы. Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный курс "Математика». Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности и др. Предметная область «Общественно-научные предметы» включает в себя в 5 классе предметы «История», «География». Предметная область обеспечивает формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений. Предметная область «Искусство» представлено предметами «Музыка», «Изобразительное искусство» и обеспечивает - формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства; формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности; развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; овладение интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи между различными видами искусства; формирование целостного представления о национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой художественной культуре. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» начальной школы, должна обеспечить в том числе знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности. Предмет реализуется во внеурочной деятельности, а также при изучении учебных предметов других предметных областей таких, как «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература», «Общественно-научные предметы», «Искусство», бурятский язык. Предметная область «Естественнонаучные предметы» реализуется в 5 классе предметом «Биология». Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы» должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач. Предметная область «Технология» реализуется предметом «Технология» в соответствии с Концепцией преподавания предметной области "Технология" в 5 классе. Изучение предмета «Технология» обеспечивает становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания; развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности. При проведении занятий по технологии осуществляется деление классов на две группы. Предметная область «Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в 5 классе предметом «Физическая культура»,. В учебном плане предусмотрено 2 часа физической культуры. Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях и др. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, нацелена на обеспечение и реализацию этнокультурных интересов и потребностей обучающихся и представлена с учетом мнения родителей (законных представителей) предметом «Бурятский язык как государственный» в объеме 2 часа в неделю в 5 классах. Недельный учебный план для 5 классов МАОУ СОШ №26 Предметные области Классы Количество часов в неделю Итого 5а 5б 5в 5г 5д 29 27 28 26 27 137 5 2 0,5 0,5 5 2 0,5 0,5 5 2 0,5 0,5 5 2 0,5 0,5 5 2 0,5 0,5 25 10 2,5 2,5 2/2 3/3 5 2 1 1 2/2 3/3 5 2 1 1 2/2 3/3 5 2 1 1 2/2 3/3 5 2 1 1 2/2 3/3 5 2 1 1 10/10 15/15 25 10 5 5 Музыка 1 1 1 1 1 5 Изобразительное 1 1 1 1 1 5 2/2 2/2 2/2 2/2 2/2 10/10 3 3 3 3 3 15 29 29 29 29 29 145 5-дневной 29 29 29 29 29 145 К тарификации 36 36 36 36 36 180 Предметы Русский язык и литература Родной язык и родная литература Иностранный язык Математика и информатика Общественно-научные предметы Кол-во уч-ся Обязательная часть Русский язык Литература Родной язык Родная литература Бурятский язык Английский язык Математика Информатика История Обществознание География Естественно-научные предметы Искусство Биология искусство Технология Технология Физическая культура и основы безопасности Физическая жизнедеятельности культура Итого Максимально допустимая недельная нагрузка при План внеурочной деятельности Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов: приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям; приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия. Цель внеурочной деятельности: Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учѐбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Задачи внеурочной деятельности: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся. 2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни. 7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе. 9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учѐбы время. 10.Организация информационной поддержки учащихся. 11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5 классы) Направление Учебные программы 5а 5б Духовно-нравственное История в лицах. 2 2 Спортивнооздоровительное Общекультурное (художественноэстетическое) Общеинтеллектуальное Социальное Всего часов 5в 2 5д 2 Скалолазание Каратэ Футбол Таэквандо ОПФ (общая физическая подготовка к сдаче норм ГТО) "ТеремОК" (рукоделие) Хореографическая студия «Фантазия» ИЗО - студия Вокальная студия «Акцент» Математические игры. Решение занимательных задач. "Огонек" (правила пожарной безопасности) 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 «Разговоры о важном» 1 1 1 1 10 10 10 10