Учебный план для 5 классов на 2022-2023 учебный год

ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к учебному плану начального общего образования
Начальное общее образование в соответствии с ФГОС
Учебный план является нормативным документом по введению в действие
федеральных государственных образовательных стандартов начального общего
образования, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем учебной нагрузки
обучающихся, состав учебных предметов и распределяет учебное время, отводимое на
освоение содержания образования по учебным предметам.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской
Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Учебный план и логика его построения отражают специфику ОУ, которые
определены в целях и задачах данного образовательного учреждения: это развитие
творческого и интеллектуального потенциала в условиях непрерывного образования.
Учебный план ОУ разработан на основе нормативно-правовых актов:
• Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
• Федерального закона от 03.08.2018 № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11
и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
• Приказ Министерства просвещения РФ 11 декабря 2020 г. № 712 —О внесении
изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты
общего образования по вопросам воспитания обучающихся”;
• Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ
СОШ №26
• Приказа Минобрнауки РФ от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи"
• Письма Минобрнауки России от 25.05.2015 №08-761 «Об изучении предметных
областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовнонравственной культуры народов России»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254
"Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность"(с изм. от 23.12.2020 № 766).
• Закона Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V "Об образовании в
Республике Бурятия";
• ООП ООО
• Рабочая программа воспитания МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ им.Героя
Советского Союза П.Ф.Сенчихина
• Устава МАОУ СОШ №26
г. Улан-Удэ им.Героя Советского Союза
П.Ф.Сенчихина

При разработке учебного плана учтены:
 кадровый состав педагогических работников,
 социальный заказ на образовательные услуги,
 особенности образовательного процесса, обусловленные программой
развития ОУ, Уставом МАОУ СОШ №26 г.Улан-Удэ",
 уровень технической оснащенности учебных кабинетов и учебноматериальной базы ОУ,
 преемственность между уровнями образования,
 требованиями СанПиН.
Структура учебного плана и содержание предметных областей в учебном плане В
учебном плане на 2022/2023 учебный год в 5 классах в необходимом объёме сохранено
содержание учебных программ, являющихся обязательными, обеспечивающими базовый
уровень и гарантирующими сохранение единого образовательного пространства на
территории РФ. Обучение осуществляется по учебно-методическим комплексам,
вошедшим в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях на территории РФ.
Учебный план ОУ состоит из двух взаимосвязанных частей: обязательной и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть определяет состав учебных предметов, обязательных для всех
имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных
организаций, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам).
Обязательная часть представлена следующими предметами: русский язык,
литература, родной (русский) язык и родная (русская) литература, ОДНКР, иностранный
язык (английский), математика, история, география, биология, музыка, изобразительное
искусство, технология, физическая культура.
Предметная область «Русский язык и литература» представлена предметами «Русский
язык», «Литература». Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения
основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой
деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного,
уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена предметами
«Родной язык (русский)», «Родная литература на родном языке (русском)» и обеспечивает
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как
духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального
своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка,
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение
культурой межнационального общения;
Предметная область «Иностранный язык. Второй иностранный язык» реализуется
предметом «Иностранный язык (английский/немецкий)». При проведении занятий по
иностранному языку осуществляется деление классов на две группы.
Предметная область «Математика и информатика» включает в себя учебный курс
"Математика». Изучение математики на ступени основного общего образования
направлено на достижение следующих целей: овладение системой математических знаний
и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных
дисциплин, продолжения образования; интеллектуальное развитие, формирование качеств
личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе,
свойственных математической деятельности и др.

Предметная область «Общественно-научные предметы» включает в себя в 5 классе
предметы «История», «География». Предметная область обеспечивает формирование
мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ
российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового
самосознания,
поликультурности,
толерантности,
приверженности
ценностям,
закреплённым в Конституции Российской Федерации; владение экологическим
мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными,
экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и
качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их
применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов
адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни
при решении задач в области социальных отношений.
Предметная
область
«Искусство»
представлено
предметами
«Музыка»,
«Изобразительное искусство» и обеспечивает - формирование у учащихся
эмоционально-ценностного отношения к явлениям действительности и искусства;
формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой
личности; развитие у школьников способности воспринимать произведения искусства как
проявление духовной деятельности человека; овладение интонационно-образным языком
искусства на основе складывающегося объекта творческой деятельности и взаимосвязи
между различными видами искусства; формирование целостного представления о
национальной художественной и музыкальной культуре и их месте в мировой
художественной культуре.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая
является логическим продолжением предметной области «Основы религиозных культур и
светской этики» начальной школы, должна обеспечить в том числе знание основных норм
морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности. Предмет реализуется во внеурочной деятельности, а также
при изучении учебных предметов других предметных областей таких, как «Русский язык
и литература», «Родной язык и родная литература», «Общественно-научные предметы»,
«Искусство», бурятский язык.
Предметная область «Естественнонаучные предметы» реализуется в 5 классе
предметом «Биология». Изучение предметной области «Естественнонаучные предметы»
должно обеспечить: формирование целостной научной картины мира; овладение научным
подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы,
конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение
умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде
овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей
среды; осознание значимости концепции устойчивого развития; формирование умений
безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения
точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно
обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе
учебных задач.
Предметная область «Технология» реализуется предметом «Технология» в соответствии
с Концепцией преподавания предметной области "Технология" в 5 классе. Изучение
предмета «Технология» обеспечивает становление у школьников целостного
представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять
объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной,

культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
развитие
личности
обучающихся,
их
интеллектуальное
и
нравственное
совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически
целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности; приобретение учащимися
опыта созидательной и творческой деятельности. При проведении занятий по технологии
осуществляется деление классов на две группы.
Предметная
область
«Физическая
культура
и
Основы
безопасности
жизнедеятельности» реализуется в 5 классе предметом «Физическая культура»,. В
учебном плане предусмотрено 2 часа физической культуры. Изучение предметной
области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно
обеспечить: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие
личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной
составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного,
экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной
и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
развитие двигательной активности обучающихся, формирование потребности в
систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях
и др.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, нацелена на обеспечение
и реализацию этнокультурных интересов и потребностей обучающихся и представлена с
учетом мнения родителей (законных представителей) предметом «Бурятский язык как
государственный» в объеме 2 часа в неделю в 5 классах.

Недельный учебный план для 5 классов МАОУ СОШ №26

Предметные области

Классы

Количество часов в неделю

Итого

5а

5б

5в

5г

5д

29

27

28

26

27

137

5
2
0,5
0,5

5
2
0,5
0,5

5
2
0,5
0,5

5
2
0,5
0,5

5
2
0,5
0,5

25
10
2,5
2,5

2/2
3/3
5
2
1
1

2/2
3/3
5
2
1
1

2/2
3/3
5
2
1
1

2/2
3/3
5
2
1
1

2/2
3/3
5
2
1
1

10/10
15/15
25
10
5
5

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное

1

1

1

1

1

5

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

10/10

3

3

3

3

3

15

29

29

29

29

29

145

5-дневной

29

29

29

29

29

145

К тарификации

36

36

36

36

36

180

Предметы

Русский язык и литература
Родной язык и родная
литература
Иностранный язык
Математика и информатика
Общественно-научные
предметы

Кол-во уч-ся
Обязательная
часть
Русский язык
Литература
Родной язык
Родная литература
Бурятский язык
Английский язык
Математика
Информатика
История
Обществознание
География

Естественно-научные
предметы
Искусство

Биология

искусство
Технология

Технология

Физическая культура
и основы безопасности

Физическая

жизнедеятельности

культура

Итого
Максимально допустимая недельная нагрузка при

План внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является составной частью учебно- воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге,
их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в
связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование
внеурочной деятельности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах
человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе
развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской
ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности,
самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная
деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во
внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге,
их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно
организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в
условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные
потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной
личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако
наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и
направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной
системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых
столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных
часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных
исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде
сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал.
На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как
организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном
развитии подростков. Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на
каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:
приобретение учащимися социального опыта; формирование положительного отношения
к
базовым
общественным
ценностям;
приобретение
школьниками
опыта
самостоятельного общественного действия.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе
социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей,
создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в
свободное от учѐбы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески
растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым
самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на
социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих
инициатив.

Задачи внеурочной деятельности:
1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся
совместно с общественными организациями, театрами, библиотеками, семьями учащихся.
2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек,
семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового
образа жизни.
7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых
образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной
работы в школе.
9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от
учѐбы время.
10.Организация информационной поддержки учащихся.
11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга
учащихся
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(5 классы)
Направление
Учебные программы
5а
5б
Духовно-нравственное
История в лицах.
2
2

Спортивнооздоровительное

Общекультурное
(художественноэстетическое)
Общеинтеллектуальное
Социальное

Всего часов

5в
2

5д
2

Скалолазание
Каратэ
Футбол
Таэквандо
ОПФ (общая физическая
подготовка к сдаче норм ГТО)
"ТеремОК" (рукоделие)
Хореографическая студия
«Фантазия»
ИЗО - студия
Вокальная студия «Акцент»
Математические игры.
Решение занимательных задач.
"Огонек" (правила пожарной
безопасности)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

1

1

1

1

«Разговоры о важном»

1

1

1

1

10

10

10

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)249-87-44, +7(301)249-87-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».