Программа профориентационной работы с обучающимися

с,гр ацtIи г,У,rlаlr-Уllэ
ltоми,гет по образоваIIIлtо AllMltllrl
н ие
р ежд е
Му
u",, i", ;;; ; ;; ; ;; ;, 1", _" 1т: : : у: ::":1,H,ffi Iч
""
; ; Ъ?*. о р о * u,., i t,,",T 1: ":*:,::l
^,
<[r, Сен.чихиllа
"
CooeTcKo1-o Союза fL
им. Г

:Ё;;

ffi

i'

/{ире45r

ор

}u

__,Ш-'

r_Ъ*=.\

rr _--_л,-,,l ,\'ц
Мл
l [пиr;:r

'',Й!й,, /ýý

/Фио
оrrr!а

,,

e?zoz/..

t,

Программа IIрофориентационпой работы 2021,
((школа профессионального самоопределения>)tIа
2024 годы

=

Улан-Удэ

Введение

в РоссиИ, те пробЛемы, котОрые испыТываIот выпускнl4ки I]
организаll}tlо
профессионаJIьном самоопределении заставляют по-новому взгляI{уть на
t{e '|'OJlI)I(()
профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владетЬ
ЛИЧIlОС'l'IlЫ\{ll
ко\lп_:Iексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и облаДаТЬ ТаКИМИ
и
Co[l}lLUlLtl()\,l
качествамИ, которые позволилИ бы иМ реаJIизоваТь себя в профессионаJlьном
CoBpeMeHHiUI ситуацИя

за компанию. cJ]e,r[)/,t
п.lане. Порядка 70% люлей выбираЮт свое профессиОнальное булущее
ЕГЭ), (вуз бJiи)(е |(
советаМ родителей или учитеjtей, или (куда пройду по результатам
ОКОЛО 60ОЙ Mo,1lol(t,tx
J,o\l\.). 45% стулеI.1тов плохо представJIяют суть выбрагrrrой профеССИИ.
И ToJtbKo 15%
специалистов готовы поменять cBoro профессию после первого года работы.
II3
ст\-]ентов выбра_пи профессиrо еще в школе. Это накладывает особую ответственность

основную школу.

Существенное отличие современногО пониманиЯ профориентационной

рабо,гы
которые позвоJIяIо,г
заь]ючаеТся в формированиИ неких универсальных качестВ у учащихся,

ос},ществJIять сознательный, самостоятельный

выбор.

профессиональный

бt,t,гь

ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
шкоJIы, ,гаI( liat(
tIрофориентационI{ая работа занимает важное место в деятельности
потребlrсlсгlt rltl
она связЫвает систему образОваниЯ с экономической системой страIIы,
I(
\-чащихся с их булущим. .Щля благополУчия общества необходимо, чтобы катслый BыtlYcl(ll1,1
llc
шко:Iы находил, возмо)I(FIо, более полное применение своиМ интересаМ, склоttнос,I,ям,
общес,гвсttttоttl
теряjI наIIраснО время, силы (ла и средства) в поисках своегО места в системе
IIрI]IIзводства, на котором

мог бы принести

наибо:rьшую

поJIьзу и получить

глубокос

},-]ов]етворение от своего труда.

- ptl]t
Профессия (от лат. кргоfеssiо>> - официа,тьно указанное занятие, специаJIьностт,)
тр1-:овой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и яt}ляlоt]lихся
Itсточником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружаюtl{ей
обстановке или направление дея1ельности в определённую стороIIу.
и
обществе[lного
- система
слова профориентация
смысле
в широком
пе.]агогического воздействия на молодёхtь, с целью её подготовки к сознательному B1,1бtlpt,
прt.lфессии, система государственных мероприятий, обеспечиваIощаЯ научнО обосноtзttltttl,tt,i
l'l,
выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправлеl{ная ДеЯТеJI1,1l()С
по формированию у учащихся вI{утренней потребности и готовI{ости к соЗFIа'ГсjlLIl()i\IY
выС.ору профессии.
Профорие}Iтация в JIичIIосТном смысле - длительныЙ и в достаточной cTcIlcttt,r
необратимый социальный lrроцесс освоения личностьIо той или иной профессии,

l'аким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-Х

trСr

уровIIяХ

шествен}tом и личностном. Эти уровIrи взаимосl]язаны.

профессиональная ориентация в гимназии - это система учебно-воспитате.ltьtttlii
необходимогО ОбЪёМа ЗНаНИЙ О СОЦИОJlt,llОраtlL)ты. направленной на усвоение учащимися
экtrнt]\IиЧескихи психофизических характеристиках профессий,

u

u

о пр

uе н m а ц u u с пlар u.l

е l;
]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
РоссийскойФедерации на перио )\ до 2024 года /Распорях(ение I lравите;tьс,t,ва l)t1,1 rl,t
-. 1 l .]008 Nл l 662-рl;
_
IIоJIоIIеIlия о слуrкбе практи,lескоЙ IIСиХОJIОI'},lИ l] CllC'l C\lt]
]. Об у1верждении
l.illHtlcTepcTBa образования Российской Федераuии /Приказ Министерстlза образовt]illlrl l'(ll,.l t'
1.

_].1(].1999 Ns бЗ6l;

:

перспектИвах ралзl]иТия службы практической психологии обра,зоtlаt tttя
РLrссийской Федерации /Репrе*rr" Копп"гии Митtистерства образования РФ от 29.0j.lt),:).i
-1.

о состоЯнии

И

(l)g.,цcplttltltt:
ttракти.tеской IIсихологии образования в Российскоl,i
:
6. Статус праIстичесl(ого IIсихолоl,а службы lIрак,гической tIсихоJlогии образоваttllяr
и
llcиxoJtol-tt,tcctttlii
7.Об утверждении IIоJIожения о профессиональноЙ ориентации
министерС,гва ],pyj\ti
__;. llержке населения в Российской Федерации iПостановление
приllоl],и,гсrl |}
тексТ
Постановления
-_r_]it&-Ibнoгo рtiзвитИя РФ от 27.09.1996 ]ф1/ (полный
,]гli_lо;кеtlии 1.);
I all},ll,t il
8. об утI]ерждениИ поJIоlt<еIIиЯ об оргаI{изациИ профессиона-пьноli орис}I
(/[)/:
Фе:.-рапьной l,осуларственной с.ltухсбе занятости /Приказ ФСЗ РОССИИ ОТ 02.02.1994 Nr1.5
5. По-тIо>ltеllие о сJlу7ltбе

1,I

общего образовагrия /I lрrlказ
Концепция профильного обучения на старшей ступени
2783/;
.',[trHltcTepcTBa образо"ur"о РФ от 18,07,2002 Ns
подготовки УчаIIIихсlt tlctlotltttlii
прелпрофи.пьной
рекомендации об организации
10.
9.

профильного офчения

учаlllихс,I

lj

_lко.-lы в рамках эксперимента по введению
год /Письмо министерс,гI]а
:,,,iшеобразовательных учреждениях на 200з_2004 учебный
_.iразовЪния РФ от 20.08.200З Ng 03-51-157 инl13-03/;
образоtlii,t,с,lIl,ilt,l\
Об утверждении фелералыrого компоI{ента государстВеII}{ьж
11.
и сре/lнегО (шолного) обrr\его обрtl,зtltзiLttttlt
;;ll'.]apToB начальноГЬ обпдего, осttовногО общегО
NQ 1089/;
IlЕrtrказ министерства образоRания рФ о,г 05.03.2004
\'(lC()lt1,1\
базисного
учебlIого lIлаIIа и IIримерItых
12. Об утверlкд"п"' фелеральrrого
программы обшIего {lбра,зtltliiitttя
._-.:1новдлЯ образовательныХ учрех(деIIИй рФ, реализуIо[llих
ccpt,ttt|lt,tt,
],: _t1,1\1снJ&циях по вопросам организации
Миttистсрс,tI]а
15. llисьмо ,щепартамента госудфсiвенной политики вNобразоваlлии
(О
Me,1,o,I,},lllecttt.x
0з-41З
04.0з.2010г,
_,Jээзования и науки Российскои ОедЬрации от

)

tt '-i;---]€Itl\{еНJ3ЦИЯХ
'-

ПО РеШIИЗаЦИИ ЭЛеКТИВIIЫХ КУРСОВ),

U-oПPOl}();li,'tcllli)l

()рганизациоFIIIо-педагогиLIеСКОГО
концепция
В условиях пепрерывного обра,зt)l]i,lltllя
.}:,,iессI'онаJIыIого самооrlреДaua""о обучаюцегося
]Е\Ект ФИРО).
|1. ФГоС ос}Iоl}ного общего образования. Утверrкделl приказом
к17> декабря 2010 г,
lrtнttстерстваобразован ия и нау ки Российской Федерацииот

i'

1Rg7
.-JItIt

18. ФГОС

средЕего общего образования, Утверж:lеtl приказом

Минобрllа1,1сl,t

от l7апреля 2012 г. N9 413

IlI.

Основные направления системы программttых мероприятий

систI!мА

IrроФ ЕССИОНАJIЪНОИ
РИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

I

q

*й]
.,) э
9н

ъч

9

a)

F
,)

-.
чl

оо

l

(Jl-

с)о

9Lt

ФF

trо9 -.

Fý

9
о
Ф

-а.

о
}*

}

Q
0)

F
Ed

q)

l:

a]

.

].

гимl{а,]l,tlt
IовышенI.Iя эффективrrости системы профориентации учащихся
пре.f},с\,tотрены следующие направления деятельности:
через учебнчю
ПрофпроСвещение педагогов. родителей, учащихся
о рынке труда,
о _],еяте_.Iьность с це-тью расширения их представлений
чувства доjll
у учащихся
Профвоспитание ставит своей цеJIью формирование
себя форt,tирt
сти. профессионzL],Iьной чести и достоинства. Включает в
педагогической
р
Сущность
н проФесспонIL-IьньD( интересов шко-.tьников.
я

l]

по професСион€L'ьноМу

воспитаНию заклIоЧаетсЯ

в том, чтобЫ побркдатЬ
учащихсяк yLIacTIJI.
в разнообразных формах
Учебной И ВIIеклассной работы, oo,ua"r.e'Ilo- tIoJl0,]L()\l''
производственному трулу, к ак'ив}{ой
пробе сил. Это позволяет на прак,гическом
I1

\,знать и определить свои склонности
и способности.

.

Подростков

.

о,,,,,

,,a

IlрофдиагtIостика И профконсультироваIIие
сY !дvJlurv
rIеJIыо чJuРlvl?lРUtji]llllrl
формироваlrlrя
осознанного
выбора
профессии.

\,

ПрофподбоР и взаимоДействие,С

предприЯ.гиямИ с целыО объедиttеttияl yclt;titii
заI{нтересованных ведомств
для создания эффектru"ои системы npo,Pop".uiii;;;;;;;;:,""'

ПРОфаДаПТаЦИЯ С ЦеЛЬЮ обеспечеtrия
'
функtдионироваI{ия ctIc,l.c\lJ,j
соJействиязанятости и трудоустройству
молодежи.
С учетом IIсихологических и возраст[tых
особенносr,ей tпкольников можIIо
выJе"JII,{],ь следуюlци€
этапы ll солсрiкаltие профориентаl{иоlttlол't
работы l] пIколе:
1-4 к"rrассы: формирование
уnnruд,ur* шIкоJIьников ценностIIого о.'.I{ошеItия к
:р},-I),, понимание его
роли в жизни чеJIовека и в общесrоa; p*urara
к
позltавательной
деятельности, основанной на посильной практической
"r,r"реса
"чебнозL-IIоче}IнОсти В разJIичFIые ее видLI,
в том числе социальную, TpyдIoByIo, игровуIо.
i r- С.l€fi
ОВ?ТеЛЬ СКУЮ.

,

1'

5-7 классы: развитие у школьников лиtltlостIlого
смысла в rlриобрс.l,сIll]ll
опыта и интереса к профессионаJтЬной
дсятельности;
пpe/Jc.гal]jlellllrl ()
Jt]бglggЛН"* ИНТеРеСаХ И ВОЗмо}кностях (формироваI{ие образа ,.я,,)., ltриобрс,гсttlrс
:ервоначальногО опыта в
различныХ сферах^ aоur-"пО-профессиональllой tlptl,i,] ltl|:
_e\I{llKe,
_,t-lЗН3В3ТеЛьного

искусстве, медицине, сельском хозяйстве,
экономике и куJIьтурс.
2. 8-9 классы: уточIlепие образовuraпur,Ь.о
aurrpo"u в xo/Ie lIоссIllсtiия .).,|clilllliil1,I\
i:}PcoB И ДРУГИХ КУРСОВ ПО ВЫбОРУ;
ГРУППовое и иIrдивидуаJlьrrое консуJILтироваIII{.
с Itc I1,1t)
зыяв,lения и формирования алеква'tIоГо
приI{ятия решениЯ о выборе профи:rяr ()б\,,lсtitlя:
:.1р\lIIроRаttие образоВаТеJII)IIоГо запроса,
соответствУЮщего ltн,l.epecaм и cltoco[jll()C
lil)l.
:_a}Iilос,гн ым ориентаl{иям,
3' l0-1 1 КJIаССЫ: ОбУЧеНИе
ЛейСТВИЯМ по самополготовке и ca^{opa,]IJti
l lli().
i'-rР\IIIРОВ3IIИе ПРОфеССИО"''Оi'u'*
качеств в избраrIном виде ,1,руда,
KoppcItI
(lJя
_trL]фессиоIIаJIьных плаItов, оце}l
ка готовности к избранной
деятелы{ости.
1.1

Мехаrlизм реализации программы

.

I-лавным исполIIителем I1рограммы
является Администрация школы.
СоисполнитеJIями
мерогlриятий
классные руковод{и.tеJIи. IIc.,tal()I.1l
: е_]\{еl,ники, педагог-психолог.
Структура
деятельIIости
ПедаI,оI,иЧескогО коллсктиI]а
- -,lrl]lIсI,Iтаrlионttойt
пО
]Ip()I.tc,lli-'lllil()
рабоr.ы l] II]KOjIe:

-tllpcK,op наIIравJ.яеТ
llедаг0l,ическоI,о
работу
ОСУIIlеСТВЛеIIИИ .cIIoBItLIxlIaIlPaBJIeIIИ1-1

KOJIJIeK,|.ttIiil li
I'осуларс'веIlII0t-f Il'jtи-гLlKli {)бpitt,rlt;ttilt,l;
КОFIТРОJIИРУеТ BcIo ПРОфОРИеНТаЦИоннуIо
работу в шкоJIе; замести,l.ель /дирск,|0р;l Il()
r чебно-воспитательноli
работссоздаёт учебно-ме'ооrчa.r.уто базу по rrрофориеIt,гаItиll:
оргаIIизовываеТ
И проверяеТ деятеJILIIостЬ
учителей-rIредмс].IILtli.lt

.,,..,:;T;ff;j:;:Hl"

, #H:3..lJiJ"TЖЪ:HJJ;T::i]Ii,*o*,,"*o,*o,,*l.lli

paбtl

,

коор/IиIJирУеТ

rtрофориентационнуrо
IIаправленность
проек"гtlой.
-..lеJователт,ской деятельнос.l.и
учашихся ;
организует участие оларенных
детей в предметных олимпиадах
:. -:нIlз),ет занятия
учащихся в сети предпрофильной : подготовки и профильного р€lзного .)/ровlIя:
обучения;
-_

кУрИрУеТ ПреПоДаВаrrие лрофориеI]Тационно.о
-з.lфессии в детtlлях'') и э.ltект",rr,ir*
курсов;

кУрса в xolle гtрс,lrtрофи_,i1,1lt.lit

]j(l, l j

i,:l

l]].

Замес,гитеJIь директора по УВР
Курирует организацию профильных классов
Заместитель лиректора по воспитателыrой работе
вырабатывает стратегии взаимодействия субъектоll, отRетствеI{IIых за

поддержку самоопределения пJкольников с целью согJIасования и

пe.IlaI,oI,1ltIc(, ji) I()

koopllиllal[1,1 lt

.]еятельности;

содействует вовлечению учащихся в систему доIIоJIнительного образования, с
восIIитательньIх дел;
поддержиВает связИ обlшеобраЗовательноГо учреждеIIия с ооцишlьными Ilitp,lltc})i-t\l}L"
в_lияющими на самоопрелеление учаu{ихся основI{ой и старrпей пtколы;планИРУе'I 1-1ltilt,tr
iIелаl,оI,ичсского коJIJIекти}]а l1o формироватrиrо го,говItости учаUlихся к гrрtl(lи.rt],L()\l\ ll
lrрофессионtulьному самооIlределению в соответстI]ии с коttцепцией и образова'гс.it1,1I()ii
программой обшеобразоI]атеJIыIого уLIреждения ;
осуttlествляеТ аItалиЗ и коррекциЮ деятельности педагогического коJIлек,l-иl]а Il()
-]анномУ направJIеНию (консУльтациИ учителей-Предме,tниКов, классных руковод{ителеii lltl
организаlIии системы учебно-t]осIIитательной работы, IIаправJIенIIой на caMoollpc.|lcJIcIlilc
\,чащихся: профпросвещеFIие, профконсультирование, профдиагностика);
организует летние тру/]овые практики;
осуIцес,гвJIяет контролирующуIо фуrrкчию рабоr,ы кл€lсс[IIlIх руково/lитсJIсй. \''IlIIt
предме,гников, IIIкольного IIсихолога по проблеме профиJIы{ого и профессиtlrtа
са\Iооtlределения учащихся ;
.

Классный р}ково!ит€лIr

:

сосl,авляеТ для конкретIIого класса плаI{ педагогической пол/(ср)I(кИ caN{o0lll)C.,tl]-I.'iiil,,

\-чащихся, включаюIций разнообразIIые формы, методы, средства, актиl]изир\,l()lIillс
IlозIIаватеJIьную, творческуlо активIIость шкоJIьников;

-орI.анизует иIIдивидуаJIьные и групповые профориеIrтаIlионItые бесеltы. .цt,IсIl\ l1,I.
конференции;
- веlце,г психоJlого-педагогические наблюдения склонностей учащихСя;
образователI)Il},Iо
индивидуальную
-IIомогает учащемуся проектировать

траекторию, моделировать варианты профильного обучеtlия и професоиtlltаJlьrl()l t)
становлеI{ия, осуществлять ана,,Iиз собственных достиrкений, составлять coбcTBetltlt,til
посещение
портфолио; организует
днеЙ открытых лвереi:r
учаIцимися

и средних профессиональных учебных заведениях;
вузах
-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия:
-оказы]]ает помоп{ь школьному психологу в проведении анке,гирования, учаIIlихс,l It
t{хродителей по проблеме самоопределения;
-tlроводит родительские собраIIия по проблсме формироваIlия го,l,оl],tос,I,и }чr-lllt1,1\i-я
кпрофильному и профессионаJIыJому самоопредеJIению;
-организУет I]стречи учаIцихся с выпускI{иками IJIколы ,--- с,t,уllен,гами B\"J()li.
среднихпрофессиональных учебtrых заведений.
У.lll,геJlя-прслNlетIt и ки
-способствуют развитию поз}IаватеJIыlого интереса, r,ворческоЙ I-{alrpaBJlcIlll()c,|,ll
.lltчFlости lI_1кольников, исtIользуя разнообразные методы и средства: проек,I,1lvl()
;.еятельность, деловые игры, семинарь], круглые стоJIы, кон(;еренl"lии, предме,гныс l,citc,lи"
:

!r--IиМПиаДы, конкУрсы

сl'енных

Газе'Г, ДоМашние

сочинения

и Т.Д.:

-обеспечиваIот профориентаIIионную }{аправJIенLIость уроков, формируlо,г у ytIutIIItlxcrl
.)б щетрудовые, проф ессиоFI аль}{ о важные навыки ;
-способствуют формированию у школьников адекватной
.,:l\Iооценки; проводят наблюдения по выявлению склонIIостей и
_,llособносr,ей учацихся; адаптируют учебные tlрограммьl в зовисимости
., г особенttостей учащихся.
Биб.lrиотекарь:

l0

L--регулярно подбирает JIитературУ Для учите;rей и учащихся в IloMolцL

t;t,t(iti1-1t

профессии(по годам обучения) и профориентационной работе;

-рекоменлуеТ учаIJdимся литературу, помогаIоIIIую в выборе ll1,1ot|lccclIll:
,ic\ll,t
организовываетвыставки книг о rrрофессиях и читательские диспуты-конференl{ии lltt
выбора профессии;

. -обобцает и систематизирует методические материа,чы, справочные даtIIl1,1С

()

потребrlоСтях региоIrа в кадраХ и другие вспомогаТельные материаJIы (фо,гографии" IJыpL)tlit,i.
схемы, tIроспекты, программы, описаrrия профессий);
-реl.уJIярНо устраиВае,г выставки jIитературы о профсссиях по сферам и ()lpi-icJIrl\l
(маrllинос1роеtlие, транспорт. с"l,роитеJIьс,гво, в мире искусства т.Л)
"
fIспхо.llог:
- изучает профессионаJIьные иIIтересы и склонности учащихся;

к профильному и
учаIдегося
профессиональномусамоопределениIо через анкетирование учаш,ихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
-проводит беседы. психологическое просвеIцение для родителей и пелагогов tltl
готовности

мо}Iиторинг

-осупIествляет

теr.tувыбора;

с учё,гом возрастных
-осуlцествляетпсихологическиеконсультации
особен}Iостейучаrцихся ;
-способствуют формированию у школьников алекваr'ноЙ СаМООЦеНКИ;
-приглашает

родителей

уLIаII{ихся

выступлениЙ

лля

пеРеД

О

УЧеIlИl(аМ1,1

,]

ltt)-'li

iIрофессирI; оказывает пoMolIlL классI{ому руItоводителIо в аIIаJIизе и oL{eHKe иlll,cl)cc()tJ
ч-

к.l о н

I

J

о

стеи

-

соз/lает базу данtlых по проф/]иагностике.

у

чаIJIи х

ся

i1

;

едиtIиrrский paбoTrllrк:
способствует
средства,
методы,
- исlIользуя
формы,
разнообразные
,}орrlированию ушкольников устаFIовки на здоровый образ жизни;
-проводиТ с учащимИся беседЫ о взаимосВязи успеШIIостИ профессиоIlальltоI"{ Ka[)Lci-,,;,,
Vl

;l]_],оровья человека;

-оказывает консультации
:

пофессиональнуюкарьеру

;

-оказывает помощь
Ct] ЦI I 8Jl

по проблеме

влияния

состояния

здоровья

класспому руководителю, шIKoJlbFIoMy психологу

tla

tl

ЬНоМУПеДаГоГУ В анаЛиЗе ДеяТеЛЬносТИ УчаЩихся.

НаправлеlIия

и формы работы

Организационно-методическая деятельность.
работе
работа заместите.тtей директора по профориентационной
методическиХ
подборке
в
помощЬ
\[ето:tлtческаЯ
учителяМ

с ylritlltlt\1l1Jя.
MEITC

Pll<iil

Работа с учащимися.
Комплекс профориентационных услуГ в виде профдиагIIостических ]\,lepotll)lt11,1:.'.
jlзнятrlйи тренингов по планированию карьеры;
консультации по выбору профиля обучения (индивиду€l,чьные, групповые):
_\нкетирование;
организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на
:]ре.]прияТия);Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
Проведение родителЬских собраний. (общешкольные, классные), лекторий
llн:иви.луапьные беседы педагогов с ро.fите--Iя\lI,t шкоJьников;
Atl KeTlt рован Ile po.f LITeJcI"I },чащItхся :

ll

11ривлечение родитеJlей школыtикоВ для выстУп;rепий переД
учаIцимися с бecc.,tttrrit:
ПривлечетIие родителей учаrцихся для работы руководиТеJ]ями кружков, cllopTиt]IIыxccKitltii.

художестI}енныХ студий, ученичесКих театроВ, обшдест,венIlыХ
}чсничесКих орr,анизаttltii:

Помощь родителей в организации времепноГо трудоУстройства учаIIlихсrt

каникуJIярноевремя.

в

школь1.

создании профориеrIтационного пространства участвуIот все
участникИ образовательноЙ деятельности, а также социальные

,

12

tta1,1,t

]j

tlёllt,l

11рофориентационная работа вгимназии приносиТ поJIьзУ тоJIько ,гогllа' K()l .'ti,t li
гrрофориеНтационноЙ работе привлечёrl весь коллектив шкоJIы, и когда coбltt<.l,,(itltltcrt
следуюlt{ие

принципы:

1)СИСТеМатичность и. IIреемственность - профориентационная работа IIс j((), l;lilIii
ограпичиВатьсЯ работой толькО со старu]еклассниками. Эта работа ведется с Ilepl]ol-() ll()
выllускной кJIасс.

2)

к учащимся в зависимосl^и о,г
l]ифференtцированныйииндивидуальныйподход
возрастаи уровня сформированIIости их иI.Iтересов, от различий в ценностных ориента]\I.1ях tl
}кизненных пJIанах, от уровrrя усIIеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых
индивидуальных форrчr
профориеIIтаI{иоFIной работы с учащимися и родителями.
4) ВЗаИМОСВЯЗЬ ШКОJIы, семьи, профессионалы{ых учебных заведений. I[cIlll)()]J
IrРОфОРИентации молодежи, службы занятости, общественt{ых моJlо/{е)I(ных орt,аttизаt tltii.
Связь профориентации с жизtlью (оргаttическое еlIинсl,t]о tlo,гpcбtttlctltrttI
общества
' в кадрах).

Iv.

Оценка эффективности профориентационIIой рабоr,ы.

К основным резуJIьтативным критериям и показателям эффективности
профориентационной работы, пре}кле всего, относится:
.Щостаточная информация о профессии и путях ее получения. Без яс]lого
tIредставления о содерх(ании и условиях труда в избираемой профессии школьник IIe cMo)I(eт
СДеЛаТЬ ОбОснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном сJIучае
является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее
получения, потребностей общества в данных сrrециалистtlх.

о Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры.
Показатели сформированности потребности в обоснованном профессионЕuIьном выборс
профессии
это самостоятельно проявляемая школьником активность по itoJlyllcll,il()
необходимой- информации о той или иной профессии, желание (не обязатеЛI)}Iо реалI,1.]},с\,l()с.
но проявЛяемое) пробы своих сил В конкретных областях деятеJIьности, самос,г1rятсJll,tl()с

составление своего профеосионаJIьного плана.
уверенность школьника в социальной значимости труда, Т. е. сформироl]аltIlое
отноtIIение к немУ как к rкизtlенной ценности. По даtлн1,Iм исслеl{ованияМ iкltliltcttil1,1,\
tlеННОС'ГеЙ УЧаЩИХСЯ VIlI--Xl KJtaccoB отlIоIхение K,l,py/{y как к жизненной цеIillос,lll ill)ri\l\)
соо1-1Iосится у lIих с по:гребнос,[ыо в обосrtованном выборс профессии.
С,гепень самоIIозIIаIIия lлкс1.1tьника. от того, насколько г:lубоко ott c]\,l()il;c,I,
рIзучить свои профессионально важные качества, во многом булет зависеть обосноваitIlос,гь
et'o выбОра. Пр" этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист Mo)l(c,I,
дать IIIкольникУ достаточно полнуIо и адекваТнуrо информациЮ о его профессиона"Ill)ti()
вa)кtlых качествах.
о Наличие у учаЩегося обоснованного профессионаJIыtого IIлана. обосноваillIgUt'l,
профессиОнальногО выбора справедливО считается одниМ иЗ основных Kp14 l.epI.1cl]
эффективности профориеIlтационной работы. Критерий этот, одIIако, не caмocтoяlC]lcI}, lr
ОбУСлОвлеII реtlJIизациеЙ осrrовных направлениЙ профориснтаr{ионной
работы. IJoKtr.ltltc,t.:rt
обоснованFIости яRляется умение соотносиТь требоваtrия профессии к чеJIовеку со ,i|Iatlltrl\lll
своиХ индивидуfu,Iьных особенностей, те из них, которые лIепосредствеIIно вj]ияк)т t{il \,сIIс\ lJ
профессиоtrальной деятелыIости, т. е. профессиоIIаJIьно важIIые качества. Сформироl]аIlll()с,I,L
IIосJIелних .. - дополнительltый критерий обоснованности tзыбора ltрофессии.
В КаЧеС'ГВе IIРОцсссУалыlых критериев эффеrстивIIос,l,и профориеrl,гttIllttltttttlti
рабо,гы I}ыl (сJlяlотся слелуюrIIие
:

lз

,,.,
индиВидуальный характер лIобого профориеI{тационного воздейс,г]JI,Irl (\
ин/{ивидуальных особенностей пIкоJlьника, характера семеЙlIых вЗаИМООl'IIОt]]еIr}iii- t)]li,,.-:
трудов ых деЙстви Й, раз вития IIро фессио наJIьн о важных качестIr) ;
r
}{оправJIенность rIрофориеtIтационных воздеЙсТВий, Прежltе BccI'(). tj.l
гrcec,lopo}llree развиТие личноС,[и (предОстаtsление свободЫ в выборе профессии, ctr,].l;llIllc
возможнос,гИ дJIЯ пробЫ сиЛ в различныХ облас,гяХ профессионаJIьной дея,ге,rILll(l. ll1
пробуждеНие актив[IОсти В саNIостояТельноМ выборе сферы профессионаJ'IЬной деяте,цьllостlt
и опреlцеJIении профессионального плана).

о

План мероприятий
профориентационtIоЙ работы
Программы
по реализации
<
Реа.rrизация профориеIIтационной работы в рамках гимlIазическоri прOt,рllrl\l1,1
Профориен,гаIIия учащихся на уроках

Учиr,с,t

202l год

Конкурсы творческих проектов

с,гlIиtill

_

Замес,l,tt,t c:ll,

директора
о ВРучителя
предме,гники
читель технологии

Проведение тематических классных
в ивнеклассных мероприятий

в

,ечение

KJtaccltt,t

ководиl,сJlи.
иблиотекарt,.

Организаllия

в,

]Цц,I9:1!l'

элективных
спецкурсов

Замес,г

рофессиональтrой
направJIенности
Организация профильных классов

l5

иректор[l I|()
р
Замест,аl:еrii

директора

-I]o,

tформаtlиоIIlI0 - IIросветитеJlьская

оформление
рофориентации. Рубрики

стенда

о

<<Твое

о

<Типы профессий>

по

:

профессиоНа,rЬ

Зам
ректора поВР

a

lб

.l1 \'Ll}'l't lrCJl))

.:,,l

Tpy,rtol]Oli

ответствс
нFIый за работу

a III

.'.'

на саите
,ф

i

,i]]llli

illil

,ll,,"

,1lal

t l,t

Заместиr,с.,lll,

я:

_-:c,ii и

'

директора
класоttыс

N,tl{p

о Вр

:.rlClJOI]CIll]}t

-

-, сliJIоIlIIос,гсIi

уководители,
IсихоJlоl
оIlиаJIьный

l.]

.l, t}IЯI

,c1l]Oiiclli()

-

,:.

i
-,

, :til ,rIjIr]
ро.rl}{,гс,rIсй.
,_,{I,()1,оl]ки l{ с/IаtIи

.:,с}iое
:,r,lB,

l

пелаI,оI

t\

.

собраII}rе
зlтаl<оrtсr,во

lI>'I'IIP()l}illl lIe

- _]-lIIИе

l4

Ехtеголн

тестирование

IIсих()JI()l,

--.r.]t]|

-

_.,

,l

IIIlTepccol]).

t I

lосl,и

lнаправленIIость).
оr)
фессиональные склонности
фессиональный ти

a
о
a

гIrвы выбора

a

(ета

a

_,l!ОВаНИе

:;:еНТаЦИИ

кпрофессиональный
Ежегодн

РОДИТеЛеИ

Ilcиx()jl()I
r]

rJ

банка
о
даIiных
I1
и
фактическом
ве выпускI-Iиков
L,-rд

дно

вгусте

помощи в
трудоустройстве опекаемых и лно
ш *грIшы риска))
:IoHe
1,7

Ежег
]

классных
ии учащихся

уководите--Iейпо п

Ежегодн
Ежегодн

ся Il Il\ _\,частия в кружках,
с"пц"о",
|факультат""ur- л.r,
_ рсах по выбору
l

Iтель

Замесr.

tирекl,ора

соответств@

школы

Замесrитс] ль
дир9]!.гора llO

Анатlrз
даlьнеI"lшего обучения Ъ"rпусп""*о,

Еrкегодн

,гель

Замес.l.

иректора
р

ожида емы

В

I-r

pe]r-.-IbтaT

lt()

:

резульТате реа-,Il]ации проГраммЫ профориеr,IтационнОй

jсионального

II()

}р

са\Iос}пределения'':

работы

.'IIIкола

создана ctlc'e\la
Fпаботы педагогического коллектива
по данному направлению;

fi:Х'"'^'*,,'ýý;,
. подростки

ОбУЧаЮЩИХСЯ

озЕаfiо_\l--Iены с

,дущей

сорfiенп{роваIIы

rrро,роaurr.

Проблеме осознанного выбора
профессии.

миром профессий;

;"";#"Тffi?;НiffiНЫМ
. учащихся

К

ПРИ НЦИПам по

строения

п

ро

ф

есс ион ал

ь н о

й

к а р l, с 1l

на

^'"'^'"'lИЧеСКаЯ ПОМОЩЬ ОбУЧаIощимся в

l8

oco:]}lalillo]\l

l, l

ffi
ffi


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(301)249-87-44, +7(301)249-87-55

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».