с,гр ацtIи г,У,rlаlr-Уllэ
ltоми,гет по образоваIIIлtо AllMltllrl
н ие
р ежд е
Му
u",, i", ;;; ; ;; ; ;; ;, 1", _" 1т: : : у: ::":1,H,ffi Iч
""
; ; Ъ?*. о р о * u,., i t,,",T 1: ":*:,::l
^,
<[r, Сен.чихиllа
"
CooeTcKo1-o Союза fL
им. Г
:Ё;;
ffi
i'
/{ире45r
ор
}u
__,Ш-'
r_Ъ*=.\
rr _--_л,-,,l ,\'ц
Мл
l [пиr;:r
'',Й!й,, /ýý
/Фио
оrrr!а
,,
e?zoz/..
t,
Программа IIрофориентационпой работы 2021,
((школа профессионального самоопределения>)tIа
2024 годы
=
Улан-Удэ
Введение
в РоссиИ, те пробЛемы, котОрые испыТываIот выпускнl4ки I]
организаll}tlо
профессионаJIьном самоопределении заставляют по-новому взгляI{уть на
t{e '|'OJlI)I(()
профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владетЬ
ЛИЧIlОС'l'IlЫ\{ll
ко\lп_:Iексом необходимых, знаний, умений, навыков, но и облаДаТЬ ТаКИМИ
и
Co[l}lLUlLtl()\,l
качествамИ, которые позволилИ бы иМ реаJIизоваТь себя в профессионаJlьном
CoBpeMeHHiUI ситуацИя
за компанию. cJ]e,r[)/,t
п.lане. Порядка 70% люлей выбираЮт свое профессиОнальное булущее
ЕГЭ), (вуз бJiи)(е |(
советаМ родителей или учитеjtей, или (куда пройду по результатам
ОКОЛО 60ОЙ Mo,1lol(t,tx
J,o\l\.). 45% стулеI.1тов плохо представJIяют суть выбрагrrrой профеССИИ.
И ToJtbKo 15%
специалистов готовы поменять cBoro профессию после первого года работы.
II3
ст\-]ентов выбра_пи профессиrо еще в школе. Это накладывает особую ответственность
основную школу.
Существенное отличие современногО пониманиЯ профориентационной
рабо,гы
которые позвоJIяIо,г
заь]ючаеТся в формированиИ неких универсальных качестВ у учащихся,
ос},ществJIять сознательный, самостоятельный
выбор.
профессиональный
бt,t,гь
ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
шкоJIы, ,гаI( liat(
tIрофориентационI{ая работа занимает важное место в деятельности
потребlrсlсгlt rltl
она связЫвает систему образОваниЯ с экономической системой страIIы,
I(
\-чащихся с их булущим. .Щля благополУчия общества необходимо, чтобы катслый BыtlYcl(ll1,1
llc
шко:Iы находил, возмо)I(FIо, более полное применение своиМ интересаМ, склоttнос,I,ям,
общес,гвсttttоttl
теряjI наIIраснО время, силы (ла и средства) в поисках своегО места в системе
IIрI]IIзводства, на котором
мог бы принести
наибо:rьшую
поJIьзу и получить
глубокос
},-]ов]етворение от своего труда.
- ptl]t
Профессия (от лат. кргоfеssiо>> - официа,тьно указанное занятие, специаJIьностт,)
тр1-:овой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и яt}ляlоt]lихся
Itсточником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружаюtl{ей
обстановке или направление дея1ельности в определённую стороIIу.
и
обществе[lного
- система
слова профориентация
смысле
в широком
пе.]агогического воздействия на молодёхtь, с целью её подготовки к сознательному B1,1бtlpt,
прt.lфессии, система государственных мероприятий, обеспечиваIощаЯ научнО обосноtзttltttl,tt,i
l'l,
выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправлеl{ная ДеЯТеJI1,1l()С
по формированию у учащихся вI{утренней потребности и готовI{ости к соЗFIа'ГсjlLIl()i\IY
выС.ору профессии.
Профорие}Iтация в JIичIIосТном смысле - длительныЙ и в достаточной cTcIlcttt,r
необратимый социальный lrроцесс освоения личностьIо той или иной профессии,
l'аким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-Х
trСr
уровIIяХ
шествен}tом и личностном. Эти уровIrи взаимосl]язаны.
профессиональная ориентация в гимназии - это система учебно-воспитате.ltьtttlii
необходимогО ОбЪёМа ЗНаНИЙ О СОЦИОJlt,llОраtlL)ты. направленной на усвоение учащимися
экtrнt]\IиЧескихи психофизических характеристиках профессий,
u
u
о пр
uе н m а ц u u с пlар u.l
е l;
]. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
РоссийскойФедерации на перио )\ до 2024 года /Распорях(ение I lравите;tьс,t,ва l)t1,1 rl,t
-. 1 l .]008 Nл l 662-рl;
_
IIоJIоIIеIlия о слуrкбе практи,lескоЙ IIСиХОJIОI'},lИ l] CllC'l C\lt]
]. Об у1верждении
l.illHtlcTepcTBa образования Российской Федераuии /Приказ Министерстlза образовt]illlrl l'(ll,.l t'
1.
_].1(].1999 Ns бЗ6l;
:
перспектИвах ралзl]иТия службы практической психологии обра,зоtlаt tttя
РLrссийской Федерации /Репrе*rr" Копп"гии Митtистерства образования РФ от 29.0j.lt),:).i
-1.
о состоЯнии
И
(l)g.,цcplttltltt:
ttракти.tеской IIсихологии образования в Российскоl,i
:
6. Статус праIстичесl(ого IIсихолоl,а службы lIрак,гической tIсихоJlогии образоваttllяr
и
llcиxoJtol-tt,tcctttlii
7.Об утверждении IIоJIожения о профессиональноЙ ориентации
министерС,гва ],pyj\ti
__;. llержке населения в Российской Федерации iПостановление
приllоl],и,гсrl |}
тексТ
Постановления
-_r_]it&-Ibнoгo рtiзвитИя РФ от 27.09.1996 ]ф1/ (полный
,]гli_lо;кеtlии 1.);
I all},ll,t il
8. об утI]ерждениИ поJIоlt<еIIиЯ об оргаI{изациИ профессиона-пьноli орис}I
(/[)/:
Фе:.-рапьной l,осуларственной с.ltухсбе занятости /Приказ ФСЗ РОССИИ ОТ 02.02.1994 Nr1.5
5. По-тIо>ltеllие о сJlу7ltбе
1,I
общего образовагrия /I lрrlказ
Концепция профильного обучения на старшей ступени
2783/;
.',[trHltcTepcTBa образо"ur"о РФ от 18,07,2002 Ns
подготовки УчаIIIихсlt tlctlotltttlii
прелпрофи.пьной
рекомендации об организации
10.
9.
профильного офчения
учаlllихс,I
lj
_lко.-lы в рамках эксперимента по введению
год /Письмо министерс,гI]а
:,,,iшеобразовательных учреждениях на 200з_2004 учебный
_.iразовЪния РФ от 20.08.200З Ng 03-51-157 инl13-03/;
образоtlii,t,с,lIl,ilt,l\
Об утверждении фелералыrого компоI{ента государстВеII}{ьж
11.
и сре/lнегО (шолного) обrr\его обрtl,зtltзiLttttlt
;;ll'.]apToB начальноГЬ обпдего, осttовногО общегО
NQ 1089/;
IlЕrtrказ министерства образоRания рФ о,г 05.03.2004
\'(lC()lt1,1\
базисного
учебlIого lIлаIIа и IIримерItых
12. Об утверlкд"п"' фелеральrrого
программы обшIего {lбра,зtltliiitttя
._-.:1новдлЯ образовательныХ учрех(деIIИй рФ, реализуIо[llих
ccpt,ttt|lt,tt,
],: _t1,1\1снJ&циях по вопросам организации
Миttистсрс,tI]а
15. llисьмо ,щепартамента госудфсiвенной политики вNобразоваlлии
(О
Me,1,o,I,},lllecttt.x
0з-41З
04.0з.2010г,
_,Jээзования и науки Российскои ОедЬрации от
)
tt '-i;---]€Itl\{еНJ3ЦИЯХ
'-
ПО РеШIИЗаЦИИ ЭЛеКТИВIIЫХ КУРСОВ),
U-oПPOl}();li,'tcllli)l
()рганизациоFIIIо-педагогиLIеСКОГО
концепция
В условиях пепрерывного обра,зt)l]i,lltllя
.}:,,iессI'онаJIыIого самооrlреДaua""о обучаюцегося
]Е\Ект ФИРО).
|1. ФГоС ос}Iоl}ного общего образования. Утверrкделl приказом
к17> декабря 2010 г,
lrtнttстерстваобразован ия и нау ки Российской Федерацииот
i'
1Rg7
.-JItIt
18. ФГОС
средЕего общего образования, Утверж:lеtl приказом
Минобрllа1,1сl,t
от l7апреля 2012 г. N9 413
IlI.
Основные направления системы программttых мероприятий
систI!мА
IrроФ ЕССИОНАJIЪНОИ
РИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
I
q
*й]
.,) э
9н
ъч
9
a)
F
,)
-.
чl
оо
l
(Jl-
с)о
9Lt
ФF
trо9 -.
Fý
9
о
Ф
-а.
о
}*
}
Q
0)
F
Ed
q)
l:
a]
.
].
гимl{а,]l,tlt
IовышенI.Iя эффективrrости системы профориентации учащихся
пре.f},с\,tотрены следующие направления деятельности:
через учебнчю
ПрофпроСвещение педагогов. родителей, учащихся
о рынке труда,
о _],еяте_.Iьность с це-тью расширения их представлений
чувства доjll
у учащихся
Профвоспитание ставит своей цеJIью формирование
себя форt,tирt
сти. профессионzL],Iьной чести и достоинства. Включает в
педагогической
р
Сущность
н проФесспонIL-IьньD( интересов шко-.tьников.
я
l]
по професСион€L'ьноМу
воспитаНию заклIоЧаетсЯ
в том, чтобЫ побркдатЬ
учащихсяк yLIacTIJI.
в разнообразных формах
Учебной И ВIIеклассной работы, oo,ua"r.e'Ilo- tIoJl0,]L()\l''
производственному трулу, к ак'ив}{ой
пробе сил. Это позволяет на прак,гическом
I1
\,знать и определить свои склонности
и способности.
.
Подростков
.
о,,,,,
,,a
IlрофдиагtIостика И профконсультироваIIие
сY !дvJlurv
rIеJIыо чJuРlvl?lРUtji]llllrl
формироваlrlrя
осознанного
выбора
профессии.
\,
ПрофподбоР и взаимоДействие,С
предприЯ.гиямИ с целыО объедиttеttияl yclt;titii
заI{нтересованных ведомств
для создания эффектru"ои системы npo,Pop".uiii;;;;;;;;:,""'
ПРОфаДаПТаЦИЯ С ЦеЛЬЮ обеспечеtrия
'
функtдионироваI{ия ctIc,l.c\lJ,j
соJействиязанятости и трудоустройству
молодежи.
С учетом IIсихологических и возраст[tых
особенносr,ей tпкольников можIIо
выJе"JII,{],ь следуюlци€
этапы ll солсрiкаltие профориентаl{иоlttlол't
работы l] пIколе:
1-4 к"rrассы: формирование
уnnruд,ur* шIкоJIьников ценностIIого о.'.I{ошеItия к
:р},-I),, понимание его
роли в жизни чеJIовека и в общесrоa; p*urara
к
позltавательной
деятельности, основанной на посильной практической
"r,r"реса
"чебнозL-IIоче}IнОсти В разJIичFIые ее видLI,
в том числе социальную, TpyдIoByIo, игровуIо.
i r- С.l€fi
ОВ?ТеЛЬ СКУЮ.
,
1'
5-7 классы: развитие у школьников лиtltlостIlого
смысла в rlриобрс.l,сIll]ll
опыта и интереса к профессионаJтЬной
дсятельности;
пpe/Jc.гal]jlellllrl ()
Jt]бglggЛН"* ИНТеРеСаХ И ВОЗмо}кностях (формироваI{ие образа ,.я,,)., ltриобрс,гсttlrс
:ервоначальногО опыта в
различныХ сферах^ aоur-"пО-профессиональllой tlptl,i,] ltl|:
_e\I{llKe,
_,t-lЗН3В3ТеЛьного
искусстве, медицине, сельском хозяйстве,
экономике и куJIьтурс.
2. 8-9 классы: уточIlепие образовuraпur,Ь.о
aurrpo"u в xo/Ie lIоссIllсtiия .).,|clilllliil1,I\
i:}PcoB И ДРУГИХ КУРСОВ ПО ВЫбОРУ;
ГРУППовое и иIrдивидуаJlьrrое консуJILтироваIII{.
с Itc I1,1t)
зыяв,lения и формирования алеква'tIоГо
приI{ятия решениЯ о выборе профи:rяr ()б\,,lсtitlя:
:.1р\lIIроRаttие образоВаТеJII)IIоГо запроса,
соответствУЮщего ltн,l.epecaм и cltoco[jll()C
lil)l.
:_a}Iilос,гн ым ориентаl{иям,
3' l0-1 1 КJIаССЫ: ОбУЧеНИе
ЛейСТВИЯМ по самополготовке и ca^{opa,]IJti
l lli().
i'-rР\IIIРОВ3IIИе ПРОфеССИО"''Оi'u'*
качеств в избраrIном виде ,1,руда,
KoppcItI
(lJя
_trL]фессиоIIаJIьных плаItов, оце}l
ка готовности к избранной
деятелы{ости.
1.1
Мехаrlизм реализации программы
.
I-лавным исполIIителем I1рограммы
является Администрация школы.
СоисполнитеJIями
мерогlриятий
классные руковод{и.tеJIи. IIc.,tal()I.1l
: е_]\{еl,ники, педагог-психолог.
Структура
деятельIIости
ПедаI,оI,иЧескогО коллсктиI]а
- -,lrl]lIсI,Iтаrlионttойt
пО
]Ip()I.tc,lli-'lllil()
рабоr.ы l] II]KOjIe:
-tllpcK,op наIIравJ.яеТ
llедаг0l,ическоI,о
работу
ОСУIIlеСТВЛеIIИИ .cIIoBItLIxlIaIlPaBJIeIIИ1-1
KOJIJIeK,|.ttIiil li
I'осуларс'веIlII0t-f Il'jtи-гLlKli {)бpitt,rlt;ttilt,l;
КОFIТРОJIИРУеТ BcIo ПРОфОРИеНТаЦИоннуIо
работу в шкоJIе; замести,l.ель /дирск,|0р;l Il()
r чебно-воспитательноli
работссоздаёт учебно-ме'ооrчa.r.уто базу по rrрофориеIt,гаItиll:
оргаIIизовываеТ
И проверяеТ деятеJILIIостЬ
учителей-rIредмс].IILtli.lt
.,,..,:;T;ff;j:;:Hl"
, #H:3..lJiJ"TЖЪ:HJJ;T::i]Ii,*o*,,"*o,*o,,*l.lli
paбtl
,
коор/IиIJирУеТ
rtрофориентационнуrо
IIаправленность
проек"гtlой.
-..lеJователт,ской деятельнос.l.и
учашихся ;
организует участие оларенных
детей в предметных олимпиадах
:. -:нIlз),ет занятия
учащихся в сети предпрофильной : подготовки и профильного р€lзного .)/ровlIя:
обучения;
-_
кУрИрУеТ ПреПоДаВаrrие лрофориеI]Тационно.о
-з.lфессии в детtlлях'') и э.ltект",rr,ir*
курсов;
кУрса в xolle гtрс,lrtрофи_,i1,1lt.lit
]j(l, l j
i,:l
l]].
Замес,гитеJIь директора по УВР
Курирует организацию профильных классов
Заместитель лиректора по воспитателыrой работе
вырабатывает стратегии взаимодействия субъектоll, отRетствеI{IIых за
поддержку самоопределения пJкольников с целью согJIасования и
пe.IlaI,oI,1ltIc(, ji) I()
koopllиllal[1,1 lt
.]еятельности;
содействует вовлечению учащихся в систему доIIоJIнительного образования, с
восIIитательньIх дел;
поддержиВает связИ обlшеобраЗовательноГо учреждеIIия с ооцишlьными Ilitp,lltc})i-t\l}L"
в_lияющими на самоопрелеление учаu{ихся основI{ой и старrпей пtколы;планИРУе'I 1-1ltilt,tr
iIелаl,оI,ичсского коJIJIекти}]а l1o формироватrиrо го,говItости учаUlихся к гrрtl(lи.rt],L()\l\ ll
lrрофессионtulьному самооIlределению в соответстI]ии с коttцепцией и образова'гс.it1,1I()ii
программой обшеобразоI]атеJIыIого уLIреждения ;
осуttlествляеТ аItалиЗ и коррекциЮ деятельности педагогического коJIлек,l-иl]а Il()
-]анномУ направJIеНию (консУльтациИ учителей-Предме,tниКов, классных руковод{ителеii lltl
организаlIии системы учебно-t]осIIитательной работы, IIаправJIенIIой на caMoollpc.|lcJIcIlilc
\,чащихся: профпросвещеFIие, профконсультирование, профдиагностика);
организует летние тру/]овые практики;
осуIцес,гвJIяет контролирующуIо фуrrкчию рабоr,ы кл€lсс[IIlIх руково/lитсJIсй. \''IlIIt
предме,гников, IIIкольного IIсихолога по проблеме профиJIы{ого и профессиtlrtа
са\Iооtlределения учащихся ;
.
Классный р}ково!ит€лIr
:
сосl,авляеТ для конкретIIого класса плаI{ педагогической пол/(ср)I(кИ caN{o0lll)C.,tl]-I.'iiil,,
\-чащихся, включаюIций разнообразIIые формы, методы, средства, актиl]изир\,l()lIillс
IlозIIаватеJIьную, творческуlо активIIость шкоJIьников;
-орI.анизует иIIдивидуаJIьные и групповые профориеIrтаIlионItые бесеltы. .цt,IсIl\ l1,I.
конференции;
- веlце,г психоJlого-педагогические наблюдения склонностей учащихСя;
образователI)Il},Iо
индивидуальную
-IIомогает учащемуся проектировать
траекторию, моделировать варианты профильного обучеtlия и професоиtlltаJlьrl()l t)
становлеI{ия, осуществлять ана,,Iиз собственных достиrкений, составлять coбcTBetltlt,til
посещение
портфолио; организует
днеЙ открытых лвереi:r
учаIцимися
и средних профессиональных учебных заведениях;
вузах
-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия:
-оказы]]ает помоп{ь школьному психологу в проведении анке,гирования, учаIIlихс,l It
t{хродителей по проблеме самоопределения;
-tlроводит родительские собраIIия по проблсме формироваIlия го,l,оl],tос,I,и }чr-lllt1,1\i-я
кпрофильному и профессионаJIыJому самоопредеJIению;
-организУет I]стречи учаIцихся с выпускI{иками IJIколы ,--- с,t,уllен,гами B\"J()li.
среднихпрофессиональных учебtrых заведений.
У.lll,геJlя-прслNlетIt и ки
-способствуют развитию поз}IаватеJIыlого интереса, r,ворческоЙ I-{alrpaBJlcIlll()c,|,ll
.lltчFlости lI_1кольников, исtIользуя разнообразные методы и средства: проек,I,1lvl()
;.еятельность, деловые игры, семинарь], круглые стоJIы, кон(;еренl"lии, предме,гныс l,citc,lи"
:
!r--IиМПиаДы, конкУрсы
сl'енных
Газе'Г, ДоМашние
сочинения
и Т.Д.:
-обеспечиваIот профориентаIIионную }{аправJIенLIость уроков, формируlо,г у ytIutIIItlxcrl
.)б щетрудовые, проф ессиоFI аль}{ о важные навыки ;
-способствуют формированию у школьников адекватной
.,:l\Iооценки; проводят наблюдения по выявлению склонIIостей и
_,llособносr,ей учацихся; адаптируют учебные tlрограммьl в зовисимости
., г особенttостей учащихся.
Биб.lrиотекарь:
l0
L--регулярно подбирает JIитературУ Для учите;rей и учащихся в IloMolцL
t;t,t(iti1-1t
профессии(по годам обучения) и профориентационной работе;
-рекоменлуеТ учаIJdимся литературу, помогаIоIIIую в выборе ll1,1ot|lccclIll:
,ic\ll,t
организовываетвыставки книг о rrрофессиях и читательские диспуты-конференl{ии lltt
выбора профессии;
. -обобцает и систематизирует методические материа,чы, справочные даtIIl1,1С
()
потребrlоСтях региоIrа в кадраХ и другие вспомогаТельные материаJIы (фо,гографии" IJыpL)tlit,i.
схемы, tIроспекты, программы, описаrrия профессий);
-реl.уJIярНо устраиВае,г выставки jIитературы о профсссиях по сферам и ()lpi-icJIrl\l
(маrllинос1роеtlие, транспорт. с"l,роитеJIьс,гво, в мире искусства т.Л)
"
fIспхо.llог:
- изучает профессионаJIьные иIIтересы и склонности учащихся;
к профильному и
учаIдегося
профессиональномусамоопределениIо через анкетирование учаш,ихся и их родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
-проводит беседы. психологическое просвеIцение для родителей и пелагогов tltl
готовности
мо}Iиторинг
-осупIествляет
теr.tувыбора;
с учё,гом возрастных
-осуlцествляетпсихологическиеконсультации
особен}Iостейучаrцихся ;
-способствуют формированию у школьников алекваr'ноЙ СаМООЦеНКИ;
-приглашает
родителей
уLIаII{ихся
выступлениЙ
лля
пеРеД
О
УЧеIlИl(аМ1,1
,]
ltt)-'li
iIрофессирI; оказывает пoMolIlL классI{ому руItоводителIо в аIIаJIизе и oL{eHKe иlll,cl)cc()tJ
ч-
к.l о н
I
J
о
стеи
-
соз/lает базу данtlых по проф/]иагностике.
у
чаIJIи х
ся
i1
;
едиtIиrrский paбoTrllrк:
способствует
средства,
методы,
- исlIользуя
формы,
разнообразные
,}орrlированию ушкольников устаFIовки на здоровый образ жизни;
-проводиТ с учащимИся беседЫ о взаимосВязи успеШIIостИ профессиоIlальltоI"{ Ka[)Lci-,,;,,
Vl
;l]_],оровья человека;
-оказывает консультации
:
пофессиональнуюкарьеру
;
-оказывает помощь
Ct] ЦI I 8Jl
по проблеме
влияния
состояния
здоровья
класспому руководителю, шIKoJlbFIoMy психологу
tla
tl
ЬНоМУПеДаГоГУ В анаЛиЗе ДеяТеЛЬносТИ УчаЩихся.
НаправлеlIия
и формы работы
Организационно-методическая деятельность.
работе
работа заместите.тtей директора по профориентационной
методическиХ
подборке
в
помощЬ
\[ето:tлtческаЯ
учителяМ
с ylritlltlt\1l1Jя.
MEITC
Pll<iil
Работа с учащимися.
Комплекс профориентационных услуГ в виде профдиагIIостических ]\,lepotll)lt11,1:.'.
jlзнятrlйи тренингов по планированию карьеры;
консультации по выбору профиля обучения (индивиду€l,чьные, групповые):
_\нкетирование;
организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на
:]ре.]прияТия);Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
Проведение родителЬских собраний. (общешкольные, классные), лекторий
llн:иви.луапьные беседы педагогов с ро.fите--Iя\lI,t шкоJьников;
Atl KeTlt рован Ile po.f LITeJcI"I },чащItхся :
ll
11ривлечение родитеJlей школыtикоВ для выстУп;rепий переД
учаIцимися с бecc.,tttrrit:
ПривлечетIие родителей учаrцихся для работы руководиТеJ]ями кружков, cllopTиt]IIыxccKitltii.
художестI}енныХ студий, ученичесКих театроВ, обшдест,венIlыХ
}чсничесКих орr,анизаttltii:
Помощь родителей в организации времепноГо трудоУстройства учаIIlихсrt
каникуJIярноевремя.
в
школь1.
создании профориеrIтационного пространства участвуIот все
участникИ образовательноЙ деятельности, а также социальные
,
12
tta1,1,t
]j
tlёllt,l
11рофориентационная работа вгимназии приносиТ поJIьзУ тоJIько ,гогllа' K()l .'ti,t li
гrрофориеНтационноЙ работе привлечёrl весь коллектив шкоJIы, и когда coбltt<.l,,(itltltcrt
следуюlt{ие
принципы:
1)СИСТеМатичность и. IIреемственность - профориентационная работа IIс j((), l;lilIii
ограпичиВатьсЯ работой толькО со старu]еклассниками. Эта работа ведется с Ilepl]ol-() ll()
выllускной кJIасс.
2)
к учащимся в зависимосl^и о,г
l]ифференtцированныйииндивидуальныйподход
возрастаи уровня сформированIIости их иI.Iтересов, от различий в ценностных ориента]\I.1ях tl
}кизненных пJIанах, от уровrrя усIIеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых
индивидуальных форrчr
профориеIIтаI{иоFIной работы с учащимися и родителями.
4) ВЗаИМОСВЯЗЬ ШКОJIы, семьи, профессионалы{ых учебных заведений. I[cIlll)()]J
IrРОфОРИентации молодежи, службы занятости, общественt{ых моJlо/{е)I(ных орt,аttизаt tltii.
Связь профориентации с жизtlью (оргаttическое еlIинсl,t]о tlo,гpcбtttlctltrttI
общества
' в кадрах).
Iv.
Оценка эффективности профориентационIIой рабоr,ы.
К основным резуJIьтативным критериям и показателям эффективности
профориентационной работы, пре}кле всего, относится:
.Щостаточная информация о профессии и путях ее получения. Без яс]lого
tIредставления о содерх(ании и условиях труда в избираемой профессии школьник IIe cMo)I(eт
СДеЛаТЬ ОбОснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном сJIучае
является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее
получения, потребностей общества в данных сrrециалистtlх.
о Потребность в обоснованном выборе своей будущей профессии и карьеры.
Показатели сформированности потребности в обоснованном профессионЕuIьном выборс
профессии
это самостоятельно проявляемая школьником активность по itoJlyllcll,il()
необходимой- информации о той или иной профессии, желание (не обязатеЛI)}Iо реалI,1.]},с\,l()с.
но проявЛяемое) пробы своих сил В конкретных областях деятеJIьности, самос,г1rятсJll,tl()с
составление своего профеосионаJIьного плана.
уверенность школьника в социальной значимости труда, Т. е. сформироl]аltIlое
отноtIIение к немУ как к rкизtlенной ценности. По даtлн1,Iм исслеl{ованияМ iкltliltcttil1,1,\
tlеННОС'ГеЙ УЧаЩИХСЯ VIlI--Xl KJtaccoB отlIоIхение K,l,py/{y как к жизненной цеIillос,lll ill)ri\l\)
соо1-1Iосится у lIих с по:гребнос,[ыо в обосrtованном выборс профессии.
С,гепень самоIIозIIаIIия lлкс1.1tьника. от того, насколько г:lубоко ott c]\,l()il;c,I,
рIзучить свои профессионально важные качества, во многом булет зависеть обосноваitIlос,гь
et'o выбОра. Пр" этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист Mo)l(c,I,
дать IIIкольникУ достаточно полнуIо и адекваТнуrо информациЮ о его профессиона"Ill)ti()
вa)кtlых качествах.
о Наличие у учаЩегося обоснованного профессионаJIыtого IIлана. обосноваillIgUt'l,
профессиОнальногО выбора справедливО считается одниМ иЗ основных Kp14 l.epI.1cl]
эффективности профориеIlтационной работы. Критерий этот, одIIако, не caмocтoяlC]lcI}, lr
ОбУСлОвлеII реtlJIизациеЙ осrrовных направлениЙ профориснтаr{ионной
работы. IJoKtr.ltltc,t.:rt
обоснованFIости яRляется умение соотносиТь требоваtrия профессии к чеJIовеку со ,i|Iatlltrl\lll
своиХ индивидуfu,Iьных особенностей, те из них, которые лIепосредствеIIно вj]ияк)т t{il \,сIIс\ lJ
профессиоtrальной деятелыIости, т. е. профессиоIIаJIьно важIIые качества. Сформироl]аIlll()с,I,L
IIосJIелних .. - дополнительltый критерий обоснованности tзыбора ltрофессии.
В КаЧеС'ГВе IIРОцсссУалыlых критериев эффеrстивIIос,l,и профориеrl,гttIllttltttttlti
рабо,гы I}ыl (сJlяlотся слелуюrIIие
:
lз
,,.,
индиВидуальный характер лIобого профориеI{тационного воздейс,г]JI,Irl (\
ин/{ивидуальных особенностей пIкоJlьника, характера семеЙlIых вЗаИМООl'IIОt]]еIr}iii- t)]li,,.-:
трудов ых деЙстви Й, раз вития IIро фессио наJIьн о важных качестIr) ;
r
}{оправJIенность rIрофориеtIтационных воздеЙсТВий, Прежltе BccI'(). tj.l
гrcec,lopo}llree развиТие личноС,[и (предОстаtsление свободЫ в выборе профессии, ctr,].l;llIllc
возможнос,гИ дJIЯ пробЫ сиЛ в различныХ облас,гяХ профессионаJIьной дея,ге,rILll(l. ll1
пробуждеНие актив[IОсти В саNIостояТельноМ выборе сферы профессионаJ'IЬной деяте,цьllостlt
и опреlцеJIении профессионального плана).
о
План мероприятий
профориентационtIоЙ работы
Программы
по реализации
<
Реа.rrизация профориеIIтационной работы в рамках гимlIазическоri прOt,рllrl\l1,1
Профориен,гаIIия учащихся на уроках
Учиr,с,t
202l год
Конкурсы творческих проектов
с,гlIиtill
_
Замес,l,tt,t c:ll,
директора
о ВРучителя
предме,гники
читель технологии
Проведение тематических классных
в ивнеклассных мероприятий
в
,ечение
KJtaccltt,t
ководиl,сJlи.
иблиотекарt,.
Организаllия
в,
]Цц,I9:1!l'
элективных
спецкурсов
Замес,г
рофессиональтrой
направJIенности
Организация профильных классов
l5
иректор[l I|()
р
Замест,аl:еrii
директора
-I]o,
tформаtlиоIIlI0 - IIросветитеJlьская
оформление
рофориентации. Рубрики
стенда
о
<<Твое
о
<Типы профессий>
по
:
профессиоНа,rЬ
Зам
ректора поВР
a
lб
.l1 \'Ll}'l't lrCJl))
.:,,l
Tpy,rtol]Oli
ответствс
нFIый за работу
a III
.'.'
на саите
,ф
i
,i]]llli
illil
,ll,,"
,1lal
t l,t
Заместиr,с.,lll,
я:
_-:c,ii и
'
директора
класоttыс
N,tl{p
о Вр
:.rlClJOI]CIll]}t
-
-, сliJIоIlIIос,гсIi
уководители,
IсихоJlоl
оIlиаJIьный
l.]
.l, t}IЯI
,c1l]Oiiclli()
-
,:.
i
-,
, :til ,rIjIr]
ро.rl}{,гс,rIсй.
,_,{I,()1,оl]ки l{ с/IаtIи
.:,с}iое
:,r,lB,
l
пелаI,оI
t\
.
собраII}rе
зlтаl<оrtсr,во
lI>'I'IIP()l}illl lIe
- _]-lIIИе
l4
Ехtеголн
тестирование
IIсих()JI()l,
--.r.]t]|
-
_.,
,l
IIIlTepccol]).
t I
lосl,и
lнаправленIIость).
оr)
фессиональные склонности
фессиональный ти
a
о
a
гIrвы выбора
a
(ета
a
_,l!ОВаНИе
:;:еНТаЦИИ
кпрофессиональный
Ежегодн
РОДИТеЛеИ
Ilcиx()jl()I
r]
rJ
банка
о
даIiных
I1
и
фактическом
ве выпускI-Iиков
L,-rд
дно
вгусте
помощи в
трудоустройстве опекаемых и лно
ш *грIшы риска))
:IoHe
1,7
Ежег
]
классных
ии учащихся
уководите--Iейпо п
Ежегодн
Ежегодн
ся Il Il\ _\,частия в кружках,
с"пц"о",
|факультат""ur- л.r,
_ рсах по выбору
l
Iтель
Замесr.
tирекl,ора
соответств@
школы
Замесrитс] ль
дир9]!.гора llO
Анатlrз
даlьнеI"lшего обучения Ъ"rпусп""*о,
Еrкегодн
,гель
Замес.l.
иректора
р
ожида емы
В
I-r
pe]r-.-IbтaT
lt()
:
резульТате реа-,Il]ации проГраммЫ профориеr,IтационнОй
jсионального
II()
}р
са\Iос}пределения'':
работы
.'IIIкола
создана ctlc'e\la
Fпаботы педагогического коллектива
по данному направлению;
fi:Х'"'^'*,,'ýý;,
. подростки
ОбУЧаЮЩИХСЯ
озЕаfiо_\l--Iены с
,дущей
сорfiенп{роваIIы
rrро,роaurr.
Проблеме осознанного выбора
профессии.
миром профессий;
;"";#"Тffi?;НiffiНЫМ
. учащихся
К
ПРИ НЦИПам по
строения
п
ро
ф
есс ион ал
ь н о
й
к а р l, с 1l
на
^'"'^'"'lИЧеСКаЯ ПОМОЩЬ ОбУЧаIощимся в
l8
oco:]}lalillo]\l
l, l
ffi
ffi