1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа дополнительного образования составлена на основе следующей нормативно - правовой базы: 1. Конституция Российской Федерации; 2. Конвенция о правах ребенка; 3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; 4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года; 5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599; 6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р; 7. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"; 9. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.4.3172-14» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41); 10. Постановление правительства Российской Федерации об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» от 11.06.2014 № 540; 11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам; 12. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006г. № 06-1844); 13. Устав МАОУ «СОШ №26». Современная педагогика способствует созданию условий для свободного выбора ребенком форм дополнительного образования, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Воспитательная 2 среда дополнительного образования должна быть как можно более разнообразной, вариативной. Этому и способствует Образовательная программа дополнительного образования МАОУ «СОШ №26». Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуальногрупповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации общего образования. В дополнительном образовании образование рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как непрерывный процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение учится мечтать, окружающую проектировать, действительность, планировать, стремясь в преобразовывать своей свою творческой жизнь и деятельности к совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнѐрстве, уважении достоинства каждой личности. Это становится возможным, поскольку в сравнении с институтом общего образования институт дополнительного образования обладает следующими особенностями: участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семьи) в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей; возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ. В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном, связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной ориентации. В системе дополнительного образования познавательная активность обучающихся всегда выходит за рамки собственно образовательной среды. В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая социально зрелая и активная личность. Важной стратегической задачей и ценностным ориентиром дополнительного образования является содействие модернизации физического воспитания детей, определенной приоритетным направлением государственной политики Стратегией развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р., а также основой реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», введенного Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172. Дополнительное образование является важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая условия для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально3 экономического статуса семьи. Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции, самосовершенствования. Актуальность Программы В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость самодисциплины, обучающихся развитию после уроков самоорганизованности и содействует укреплению самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций гимназии, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней. Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема образования. Деятельность системы дополнительного образования в МАОУ «СОШ №26» регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе государственных стандартов, на основании требований Министерства образования Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного образования. Цель и задачи дополнительного образования Основная цель дополнительного образования детей: обеспечение прав личности на развитие и самореализацию расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, обеспечение общественной солидарности. Основные задачи дополнительного образования детей: увеличение охвата детей услугами дополнительного образования; повышение качества дополнительного образования; 4 обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами развития государства, интересами детей и потребностями семьи, изменениями технологического и социального уклада. Принципы дополнительного образования Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы: 1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. 2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. 3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. 4. Единство обучения, воспитания, развития. 5. Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса. Предмет дополнительного образования Предметом деятельности дополнительного образования школы является: организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с действующими программами; реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное, эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного образования; участие воспитанников в концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах, соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня. Функции дополнительного образования Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций: 1. Функция социализации; 2. Развивающая функция; 3. Обучающая функция; 4. Воспитательная функция; 5. Социокультурная функция. Ожидаемые результаты освоения Программы дополнительного образования детей Основными результатами освоения Программы будут: 1. Расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов учащихся, выявление одаренных детей и формирование мотивации успеха; 2. Повышение роли дополнительного образования в деятельности школы; 3. Вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся; 4. Снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних; 5. Укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни; 6. Обеспечение социальной защиты, поддержки и адаптации детей к жизни в обществе; 5 7. Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье. Условия реализации Программы дополнительного образования Количество учебных групп, численный состав каждого объединения, количество часов занятий в неделю регламентируется учебным планом из расчета норм бюджетного финансирования. Режим занятий определяется дополнительными общеобразовательными программами в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Занятия, предусмотренные программой дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут; для обучающихся младшего школьного возраста – 30 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут. Строгих условий набора обучающихся в творческие объединения отделения дополнительного образования детей нет. В группы записываются все желающие. Группы второго года обучения формируются из обучающихся, закончивших первый год обучения или ранее обучавшихся, по разным причинам, прекратившим занятия, но имеющим навыки работы. Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Наполняемость групп: 15-20 человек. В программах дополнительного образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это могут быть спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, показательные выступления, викторины и фестивали. Учебный процесс по программам дополнительного образования осуществляется в кабинетах, других помещениях школы, школьном театре, спортивном зале и за пределами школы (музеи, театры и т.д.) Основные формы обучения: мастерская, занятие, игра, тренировка, экскурсия, репетиция. Обучающиеся могут выбирать интересующие их программы дополнительного образования в соответствии со своими склонностями, также они имеют возможность заниматься по нескольким интересующим их программам и в случае необходимости заменять одни программы на другие. Для улучшения качества образовательных услуг в школе регулярно проводится мониторинг среди всех участников образовательного процесса: 1. Спектр интересов учащихся в области дополнительного образования; 2. Анализ выполнения конкретных программ; 3. Анализ выполнения тестовых заданий. Анализируя полученные данные, педагоги имеют возможность корректировать программы по которым работают, апробировать новые программы, востребованные 6 потребителем, выбирать различные технологии проведения занятий, ориентировать учащихся в сфере дополнительного образования. Психологическая служба школы предоставляет помощь учащимся в выборе программы наиболее для них подходящей. Педагоги школы знакомят родителей с достижениями учащихся, организуя выставки работ, концерты, различные открытые мероприятия. Все это направлено на ориентацию детей и родителей в разнообразии направлений дополнительного образования представленного в гимназии. Возраст обучающихся Программа дополнительного образования детей предназначена для детей 7-18 лет. В образовательное пространство отделения дополнительного образования детей включены дети, находящиеся в различных трудных жизненных ситуациях, дети из многодетных семей, опекаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья. В проведении занятий совместно с детьми могут участвовать родители (законные представители) без включения их в списочный состав учебных групп при наличии согласия педагога - руководителя детского объединения. Контроль за результатами обучения Вид контроля Формы контроля Вводный Собеседование, Срок контроля тестирование, Сентябрь прослушивание, просмотр Промежуточный Зачет, экзамен, конкурс, открытое опрос, занятие, Декабрь-январь викторина, мини- выставка, выставка творческих работ, коллективный анализ работ Итоговый Зачет, экзамен, занятие, открытое показ зачетное творческих Май работ, экзамен – концерт, концерт, праздник, спектакль, опрос, викторина, выставка творческих работ, конкурс, коллективный анализ В школе реализуются следующие направленности дополнительного образования: социально-педагогическая; физкультурно-спортивная; художественная. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ № п/п Наименование дополнительных Количество общеобразовательных программ 1 Срок освоения часов в год программы 34 1 Социально-педагогическая ЮИД «Дорожный патруль» 7 ДЮП «Байкальские огнеборцы» 34 1 Школьный пресс-центр 34 1 Школьный музей 34 1 Театральная студия «Феникс» 108 3 Студия эстрадного вокала «Акцент» 34 1 Художественная 2 Студия изобразительного искусства 144 1 «Палитра» 3 Хореографическая судия «Фантазия» -младшая группа; 144 1 - средняя группа; 216 - старшая группа. 216 1 1 Физкультурно-спортивная 3. -баскетбол; 102 3 -волейбол; 68 1 -многоборье ГТО; 68 1 Программы дополнительного образования созданы в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Содержание образовательных программ по дополнительному образованию соответствует достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям. На занятиях преподаватели используют современные образовательные технологии, которые отражены в принципах: результативности. Ребята под индивидуальности, доступности, руководством педагогов преемственности, участвуют в конкурсах, соревнованиях, фестивалях разного уровня (школьных, муниципальных, городских, всероссийских). Содержание образовательных программ направлено на: создание условий для развития личности ребенка; развитие мотивации личности к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия обучающегося; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Приложением к данной Программе являются рабочие программы по направлениям. 8 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Группы дополнительного образования занимаются в кабинетах, других помещениях школы, школьном театре, спортивном зале и за пределами школы (музеи, театры и т.д.). Материалы, инструменты и другое необходимое оборудование имеется и приобретается за счет бюджетных и внебюджетных средств. 9 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)