1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования составлена на основе
следующей нормативно - правовой базы:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Конвенция о правах ребенка;
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от
29.12.2012;
4. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации от 12 декабря 2012 года;
5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной
политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
6. Государственная
программа
Российской
Федерации
«Развитие
образования»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012
г. № 2148-р;
7. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.;
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.
№ 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
9. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций. СанПиН 2.4.4.3172-14»
(Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №
41);
10.
Постановление правительства Российской Федерации об утверждении Положения
о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» от
11.06.2014 № 540;
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №
1008 об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
12. Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от
11.12.2006г. № 06-1844);
13. Устав МАОУ «СОШ №26».
Современная педагогика способствует созданию условий для свободного выбора
ребенком форм дополнительного образования, способов самореализации на основе
освоения
общечеловеческих
ценностей.
Воспитательная
2
среда
дополнительного
образования должна быть как можно более разнообразной, вариативной. Этому и
способствует Образовательная программа дополнительного образования МАОУ «СОШ
№26».
Дополнительное образование ориентировано на удовлетворение индивидуальногрупповых потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации
общего образования. В дополнительном образовании образование рассматривается не
просто как «подготовка к жизни» или освоение основ профессии, а как непрерывный
процесс саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления
интеллектуальных ресурсов. В дополнительном образовании подрастающее поколение
учится
мечтать,
окружающую
проектировать,
действительность,
планировать,
стремясь
в
преобразовывать
своей
свою
творческой
жизнь
и
деятельности
к
совершенству и гармонии. Такое образование основывается на свободе мысли и действия,
творчестве, партнѐрстве, уважении достоинства каждой личности. Это становится
возможным, поскольку в сравнении с институтом общего образования институт
дополнительного образования обладает следующими особенностями:
участие в дополнительном образовании на основе добровольного выбора детей (семьи)
в соответствии с их интересами, склонностями и системой ценностей;
возможность выбора программы, режима ее освоения, смены программ.
В дополнительном образовании обеспечивается более тесная, чем в основном,
связь с практикой, имеются благоприятные возможности для приобретения социального
опыта, разнообразия выбора (с правом на пробы и ошибки), профессиональной
ориентации.
В системе дополнительного образования познавательная активность обучающихся
всегда выходит за рамки собственно образовательной среды.
В творческой среде дополнительного образования, обеспечивающей возможности
для раскрытия и эффективного развития способностей, формируется творческая
социально зрелая и активная личность.
Важной стратегической задачей и ценностным ориентиром дополнительного
образования
является
содействие
модернизации
физического
воспитания
детей,
определенной приоритетным направлением государственной политики Стратегией
развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г.
№ 1101-р., а также основой реализации Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)», введенного Указом Президента Российской
Федерации от 24 марта 2014 года № 172. Дополнительное образование является важным
фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе, создавая
условия для успешности каждого ребенка, независимо от места жительства и социально3
экономического статуса семьи. Дополнительное образование детей – целенаправленный
процесс воспитания, развития и обучения посредством реализации дополнительных
образовательных
программ,
оказания
дополнительных
образовательных
услуг
и
информационно-образовательной деятельности как дополнение к основному базовому
образованию, а также развитие умений и навыков самопознания, саморегуляции,
самосовершенствования.
Актуальность Программы
В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий
потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность
полноценной организации свободного времени.
Школьное дополнительное образование оказывает существенное воспитательное
воздействие на учащихся: оно способствует возникновению у ребенка потребности в
саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности,
повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов,
родителей.
Занятость
самодисциплины,
обучающихся
развитию
после
уроков
самоорганизованности
и
содействует
укреплению
самоконтроля
школьников,
появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей
практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному
воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах
способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций гимназии,
утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.
Сегодня дополнительное образование детей – реально действующая подсистема
образования. Деятельность системы дополнительного образования в МАОУ «СОШ №26»
регламентируется образовательными программами, разработанными педагогами на основе
государственных стандартов, на основании требований Министерства образования
Российской Федерации к содержанию и оформлению программ дополнительного
образования.
Цель и задачи дополнительного образования
Основная цель дополнительного образования детей:
обеспечение прав личности на развитие и самореализацию расширение возможностей для
удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей, обеспечение общественной
солидарности.
Основные задачи дополнительного образования детей:
увеличение охвата детей услугами дополнительного образования;
повышение качества дополнительного образования;
4
обновление содержания дополнительного образования в соответствии с задачами
развития государства, интересами детей и потребностями семьи, изменениями
технологического и социального уклада.
Принципы дополнительного образования
Дополнительное образование опирается на следующие приоритетные принципы:
1.
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
2.
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
3.
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.
4.
Единство обучения, воспитания, развития.
5.
Реализация практико-деятельностной основы образовательного процесса.
Предмет дополнительного образования
Предметом деятельности дополнительного образования школы является:
организация учебного процесса дополнительного образования, в соответствии с
действующими программами;
реализация образовательных программ, направленных на духовное, культурное,
эстетическое образование подрастающего поколения в системе дополнительного
образования;
участие воспитанников в концертных выступлениях, фестивалях, конкурсах,
соревнованиях, выставках и иных мероприятиях различного уровня.
Функции дополнительного образования
Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций:
1.
Функция социализации;
2.
Развивающая функция;
3.
Обучающая функция;
4.
Воспитательная функция;
5.
Социокультурная функция.
Ожидаемые результаты освоения Программы дополнительного образования детей
Основными результатами освоения Программы будут:
1.
Расширение возможностей для наиболее полного удовлетворения потребностей и
интересов учащихся, выявление одаренных детей и формирование мотивации
успеха;
2.
Повышение роли дополнительного образования в деятельности школы;
3.
Вовлечение в различные виды деятельности большего количества учащихся;
4.
Снижение роста негативных проявлений среди несовершеннолетних;
5.
Укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни;
6.
Обеспечение социальной защиты, поддержки и адаптации детей к жизни в
обществе;
5
7.
Воспитание у детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, природе, семье.
Условия реализации Программы дополнительного образования
Количество учебных групп, численный состав каждого объединения, количество
часов занятий в неделю регламентируется учебным планом из расчета норм бюджетного
финансирования. Режим занятий определяется дополнительными общеобразовательными
программами в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями
обучающихся, санитарными правилами и нормами. Расписание занятий составляется в
соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся,
санитарными
правилами
и
нормами.
Занятия,
предусмотренные
программой
дополнительного образования, проводятся после окончания основного учебного процесса
и перерыва отведенного на отдых. Продолжительность занятия исчисляется в
академических часах. Продолжительность академического часа – 45 минут; для
обучающихся младшего школьного возраста – 30 минут. После каждого академического
часа занятий предусмотрен короткий перерыв 5 минут. Строгих условий набора
обучающихся в творческие объединения отделения дополнительного образования детей
нет. В группы записываются все желающие. Группы второго года обучения формируются
из обучающихся, закончивших первый год обучения или ранее обучавшихся, по разным
причинам, прекратившим занятия, но имеющим навыки работы.
Комплектование групп осуществляется с учетом возрастных и психологических
особенностей детей. Наполняемость групп: 15-20 человек. В программах дополнительного
образования предусмотрены творческие отчеты о проделанной работе. Это могут быть
спектакли, конкурсные программы, тематические вечера, показательные выступления,
викторины и фестивали. Учебный процесс по программам дополнительного образования
осуществляется в кабинетах, других помещениях школы, школьном театре, спортивном
зале и за пределами школы (музеи, театры и т.д.) Основные формы обучения: мастерская,
занятие, игра, тренировка, экскурсия, репетиция. Обучающиеся могут выбирать
интересующие их программы дополнительного образования в соответствии со своими
склонностями, также они имеют возможность заниматься по нескольким интересующим
их программам и в случае необходимости заменять одни программы на другие. Для
улучшения качества образовательных услуг в школе регулярно проводится мониторинг
среди всех участников образовательного процесса:
1.
Спектр интересов учащихся в области дополнительного образования;
2.
Анализ выполнения конкретных программ;
3.
Анализ выполнения тестовых заданий.
Анализируя полученные данные, педагоги имеют возможность корректировать
программы по которым работают, апробировать новые программы, востребованные
6
потребителем, выбирать различные технологии проведения занятий, ориентировать
учащихся в сфере дополнительного образования.
Психологическая служба школы предоставляет помощь учащимся в выборе
программы наиболее для них подходящей. Педагоги школы знакомят родителей с
достижениями учащихся, организуя выставки работ, концерты, различные открытые
мероприятия. Все это направлено на ориентацию детей и родителей в разнообразии
направлений дополнительного образования представленного в гимназии.
Возраст обучающихся
Программа дополнительного образования детей предназначена для детей 7-18 лет.
В
образовательное
пространство
отделения
дополнительного образования
детей
включены дети, находящиеся в различных трудных жизненных ситуациях, дети из
многодетных семей, опекаемые, дети с ограниченными возможностями здоровья. В
проведении занятий совместно с детьми могут участвовать родители (законные
представители) без включения их в списочный состав учебных групп при наличии
согласия педагога - руководителя детского объединения.
Контроль за результатами обучения
Вид контроля
Формы контроля
Вводный
Собеседование,
Срок контроля
тестирование, Сентябрь
прослушивание, просмотр
Промежуточный
Зачет,
экзамен,
конкурс,
открытое
опрос,
занятие, Декабрь-январь
викторина,
мини-
выставка, выставка творческих работ,
коллективный анализ работ
Итоговый
Зачет,
экзамен,
занятие,
открытое
показ
зачетное
творческих
Май
работ,
экзамен – концерт, концерт, праздник,
спектакль, опрос, викторина, выставка
творческих
работ,
конкурс,
коллективный анализ
В школе реализуются следующие направленности дополнительного образования:
социально-педагогическая; физкультурно-спортивная; художественная.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
№ п/п
Наименование
дополнительных Количество
общеобразовательных программ
1
Срок освоения
часов в год
программы
34
1
Социально-педагогическая
ЮИД «Дорожный патруль»
7
ДЮП «Байкальские огнеборцы»
34
1
Школьный пресс-центр
34
1
Школьный музей
34
1
Театральная студия «Феникс»
108
3
Студия эстрадного вокала «Акцент»
34
1
Художественная
2
Студия
изобразительного
искусства 144
1
«Палитра»
3
Хореографическая судия «Фантазия»
-младшая группа;
144
1
- средняя группа;
216
- старшая группа.
216
1
1
Физкультурно-спортивная
3.
-баскетбол;
102
3
-волейбол;
68
1
-многоборье ГТО;
68
1
Программы дополнительного образования созданы в целях конкретизации
содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников. Содержание
образовательных программ по дополнительному образованию соответствует достижениям
мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям. На
занятиях преподаватели используют современные образовательные технологии, которые
отражены
в
принципах:
результативности. Ребята под
индивидуальности,
доступности,
руководством педагогов
преемственности,
участвуют
в конкурсах,
соревнованиях, фестивалях разного уровня (школьных, муниципальных, городских,
всероссийских).
Содержание образовательных программ направлено на:
создание условий для развития личности ребенка;
развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
обеспечение эмоционального благополучия обучающегося;
создание
условий
для
социального,
культурного
и
профессионального
самоопределения,
творческой самореализации личности
интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка; взаимодействие педагога
дополнительного образования с семьей.
Приложением к данной Программе являются рабочие программы по направлениям.
8
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Группы
дополнительного
образования
занимаются
в
кабинетах,
других
помещениях школы, школьном театре, спортивном зале и за пределами школы (музеи,
театры и т.д.). Материалы, инструменты и другое необходимое оборудование имеется и
приобретается за счет бюджетных и внебюджетных средств.
9
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)