История
Аннотация к рабочей программе по истории
Рабочая программа по
истории (5 – 9 классы) составлена на основе следующих нормативных документов:
·
в соответствии с положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной
программы по истории для 5-9 классов, авторской программы по Всеобщей истории к
предметной линии учебников А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы.
При составлении рабочей
программы использовались материалы программ:
·
И.Л.Андреев,О.В.Волобуев «История России 6 класс.» - М.:
Дрофа, 2016.
·
Е.В.Агибалова, Г.М. Донской «История средних веков» -
М., Просвещение, 2016.
·
Я. Юдовская, Л.
М. Ванюшкина «Новая история 7-8 кл.» - М.: Просвещение, 2016.
·
А.О.Сороко-Цюпа Новейшая история зарубежных стран.20-начало21в.
- М.: Просвещение, 2016.
Рабочая
программа основного общего образования по истории
УМК
Всеобщая
история.Вигасин А.А., Годер Г.И История Древнего мира-5 класс.-М.»Просвещение»
Всеобщая
история Агибалова Е.В.,Донской Г.М. История Средних веков-6 класс.- М.»Просвещение»
Всеобщая
история А.Я,Баранов П.А.,Ванюшкина Л.М
История Нового времени-.-7-8 класс.- М.»Просвещение»
Всеобщая
история Сороко-Цюпа О.С, Сороко-Цюпа О.А Новейшая история -9 класс.- .- М.»Просвещение
Структура рабочей программы
Рабочая программа по
истории состоит из следующих разделов:
1.
Пояснительная записка (структурный
элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и
специфику, а также методы и формы решения поставленных задач).
2.
Общая характеристика учебного предмета
3.
Описание места учебного предмета, курса
в учебном плане
4.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
5.
Содержание тем учебного предмета
(курса) (структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы,
согласно нумерации в календарно-тематическом плане).
6.
Календарно-тематический план
(структурный элемент программы, содержащий наименование темы, общее количество
часов на ее изучение (в том числе на теоретические и практические занятия).
7.
Перечень учебно-методического
обеспечения (структурный элемент программы, который определяет необходимые для
реализации данного курса методические и учебные пособия, оборудование и
приборы, дидактический материал).
Место
предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план
для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 374 часов для обязательного изучения учебного
предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в
5,6,7,8,9 классах по 68 часов из расчета
2 учебных часа в неделю. Данная рабочая программа соответствует этому
требованию.
Цели
освоения обучающимися предмета
Изучение
истории на ступени основного общего
образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма,
уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека,
демократическим принципам общественной жизни;
формирование ценностных
ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными,
этно-национальными традициями;
освоение знаний о
важнейших событиях и процессах отечественной и всемирной истории в их
взаимосвязи и хронологической преемственности;
овладение элементарными
методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными
источниками исторической информации;
применение знаний и
представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей
для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе,
участию в межкультурном взаимодействии, толерантному отношению к представителям
других народов и стран.
Общая характеристика
учебного предмета
Историческое
образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с
точки зренияличностного развития и социализации учащихся, приобщения их к
национальным и мировым культурным традициям,интеграции в исторически
сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В
процессеобучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы
различных исторических эпох,складывается представление о выдающиеся деятелях и
ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте
человечества и
историческом пути российского народа важны и для понимания современных
общественныхпроцессов, ориентации в динамично развивающемся информационном
пространстве.
Курс истории на ступени
основного общего образования является частью концентрической
системыисторического образования. Соотношение содержания исторического
образования на ступенях основного и полного общего образованияопределяется с
учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из
них этихступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования
учащиеся приобретают исторические знания,приведенные в простейшую
пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать
историческойтерминологией в соответствии со спецификой определенных эпох,
знакомятся с основными способами историческогоанализа. Отбор учебного материала
на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимыхсобытий
прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся
социальныхсистем. Изучение истории на ступени полного общего образования
позволяет систематизировать знания учащихся обисторическом пути и опыте
человечества, составить представление о различных моделях изучения
историческогопрошлого, развить навыки работы с различными типами исторической
информации. При этом как на ступениосновного общего образования, так и в
старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всегона
личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для
социализации подростков,формирования их мировоззренческих убеждений и
ценностных ориентаций.
Основные содержательные
линии рабочей программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов
–«Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их
синхронно-параллельное изучение с возможностьюинтеграции некоторых тем из
состава обоих курсов. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов
учитываетсложившиеся традиции преподавания истории и необходимость
сбалансированного распределения учебногоматериала. С учетом
психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной
интеграции. Реализация программы исторического образования на ступени основного
общего образования предполагаетширокое использование межпредметных связей.
Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет
учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и
исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически
воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие
моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональноммногоконфессиональном
обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсовистории и
географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной
организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и
картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории
и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает
коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более
высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные
особенности родного и
иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного
творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также
предметов образовательной области «Искусство».
Планируемые
результаты освоения обучающимися предмета
В результате
изучения истории ученик должен
знать
основные виды
исторических источников;
основные этапы и
ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся
деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения
культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь
работать с хронологией
(соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять
последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей
истории);
работать с историческим
источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь
на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в
источниках, в рассказе об исторических событиях;
сравнивать свидетельства разных источников);
работать с исторической
картой (показывать на картах России и мира территории расселения народов,
границы государств, города, места значительных исторических событий);
описывать исторические
события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и
их участниках, показывая знание необходимых
фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников
культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов
исторических источников; использовать приобретенные знания при написании
творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
анализировать,
объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие
исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты
исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и
события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и
терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и
явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших
исторических событий);
объяснять свое
отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и
всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
понимания особенности
современной жизни, сравнивая события и явления прошлого и настоящего;
анализа причины текущих
событий в России и мире;
высказывания своего
отношения к современным событиям и явлениям, опираясь на представления об
историческом опыте человечества;
использования знания об
историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой
культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Рабочая
программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В рамках познавательной
деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять
процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи,
определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и
отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по
одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Принципиальное значение в рамках курса истории
приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы.
При выполнении творческих работ (особенно в
рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные
способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать
известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное
применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности,
искать оригинальные решения.
Важную роль
историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и
навыков врамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения
передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с
целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения
(ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные
высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с
заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план,
тезисы конспекта.
На уроках истории
учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью,
умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку
зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры,
подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»),
формулировать выводы.
Для решения
познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные
источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие
базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией
общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы
(текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).