Изобразительное искусство (Рисование)
Аннотация к рабочей
программе по изобразительному искусству
Для 5-9 классов.
ФГОС
Рабочая
программа по курсу «Изобразительное искусство» 5-9 класс составлена на
основе Федерального государственного
образовательного стандарте общего образования, примерной программы основного
общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 No 1/15), с учетом содержательного аспекта авторской программы
Изобразительное искусство. Рабочие
программы. Предметная линия учебников
под
редакцией
Б.М. Неменского. 5-9 классы: Учеб. пособие для общеобразоват. организаций / (Б.М.Неменский,
Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских). - 4–е изд. –М.: Просвещение, 2015.
-
176 с.
Основная
цель
школьного
предмета «Изобразительное искусство» —развитие визуально-пространственного
мышления учащихся как формы эмоционально ценностного, эстетического освоения
мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве
культуры. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной
форме в
процессе
личностного художественного творчества.
Основные
задачи предмета «Изобразительное искусство»:
· формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного
восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
· освоение художественной культуры
как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
· формирование понимания эмоционального
и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
· развитие творческого опыта как
формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
· формирование активного,
заинтересованного отношения к традициям культуры как
к смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
· воспитание уважения к истории
культуры своего Отечества, выраженной в еѐ архитектуре, изобразительном
искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной
среды и в понимании красоты человека;
· развитие способности
ориентироваться в мире современной художественной культуры;
· овладение средствами
художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир,
как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его
эмоционально-нравственной оценки;
·овладение основами
культуры практической работы различными художественными
материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной,
бытовой и производственной среды.
Программа
учебного предмета «Изобразительное искусство» ориентирована на развитие компетенций
в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах
мировой художественной культуры, на формирование у обучающихся целостных представлений
об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры.
В программе
предусмотрена практическая художественно-
творческая деятельность,
аналитическое восприятие произведений искусства. Программа включает в себя
основы разных видов
визуально-пространственных
искусств –живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и
декоративно-
прикладного
искусства, театра, фото-и киноискусства.
Отличительной особенностью программы
является новый взгляд на предмет «Изобразительное искусство», суть которого
заключается в том, что искусство в нем рассматривается как особая духовная
сфера, концентрирующая в себе колоссальный эстетический, художественный и
нравственный мировой опыт. Как целостность, состоящая из народного искусства и
профессионально-художественного, проявляющихся и живущих по своим законам и
находящихся в постоянном взаимодействии.
Основные формы учебной деятельности
—практическое художественное творчество посредством овладения художественными
материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое
наблюдение окружающего мира.
В программу включены следующие
основные виды художественно-творческой деятельности:
· ценностно-ориентационная и
коммуникативная деятельность;
· изобразительная деятельность
(основы художественного изображения);
· декоративно-прикладная деятельность
(основы народного и декоративно-прикладного искусства);
· художественно-конструкторская деятельность
(элементы дизайна и архитектуры);
· художественно-творческая
деятельность на основе синтеза искусств.
Современные
подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают: организацию проектной
–художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;
использование информационно-коммуникативных средств обучении и поисковой
деятельности учащихся; использование игровых методов; формирование
информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой
компетентности в области изобразительного искусства.
В рабочей
программе практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое
восприятие произведений искусства и окружающей действительности объединены в
единую образовательную структуру, образуя условия для
глубокого
осознания и переживания каждой предложенной темы.
Программа
построена на принципах тематической цельности и последовательности развития
курса, предполагает чет
кость
поставленных задач и вариативность их решения.
Содержание
предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углублённого
изучения каждого вида искусства.
Связующим
звеном предмета «Изобразительного искусства» с другими предметами является
художественный образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый
обучающимися в различных видах художественной деятельности.
Изучение
предмета «Изобразительное искусство» построено на освоении общенаучных методов
(наблюдение, измерение, моделирование), освоении практического применения знаний
и основано на межпредметных связях с предметами: «История России»,
«Обществознание», «География», «Математика», «Технология». В соответствии с требованиями
к результатам освоения основной образовательной программы общего образования
Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по
изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных
качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
· воспитание гражданской
идентичности, патриотизма и любви к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культуры народов России и человечества;
усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества;
· формирование ответственного
отношения к учению, готовности и способности учащегося к самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
· формирование доброжелательного
отношения к окружающим людям;
· развитие морального сознания и
компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных качеств и нравственного поведения; осознание ответственного
отношения к своим поступкам;
· формирование коммуникативной
компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, творческой деятельности; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем
понимания;
· осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительного и
заботливого отношения к членам своей семьи;
·развитие эстетического сознания
через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой
деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической
творческой деятельности:
· умение самостоятельно определять
цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
·умение самостоятельно планировать
пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее
эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
·умение соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных
условий и требований, корректировать
свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
·умение оценивать правильность
выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
·владение основами самоконтроля,
самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности;
·умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности,
который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
·формирование основ художественной
культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; развитие
эстетического эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
·развитие визуально-пространственного
мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира и самовыражения и
ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
·освоение художественной культуры во
всем многообразии ее видов, жанров, стилей как материального выражения духовных
ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное творчество,
классические произведения,
искусство
современности);
·воспитание уважения к истории
культуры Отечества;
·приобретение опыта создания
художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных
искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-
прикладных,
в архитектуре и дизайне;
·приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на информационно-коммуникационных
технологиях (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, др.);
·развитие потребности в общении с
произведениями изобразительного искусства;
·осознание значимости искусства и
творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
·развитие индивидуальных творческих
способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой
деятельности.
Место предмета в учебном плане
В соответствии
с Учебным планом МАОУ СОШ No26, количество
часов,
отведенных на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство»
составляет:
170 часов на 5-9 классы;по 34 часа в
год на каждый класс (1 час в неделю).
Линия УМК
предназначена для изучения изобразительного искусства на общеобразовательном
уровне в 5–9 классах. Она
создана под
руководством народного художника России,
академика
Российской академии образования и Российской академии художеств Бориса
Михайловича Неменского по курсу «Изобразительное искусство. 5—9 классы» и
доработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта основного общего образования.
Состав УМК:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Данная
программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса
общеобразовательных организаций. В комплекты входят следующие издания под
редакцией Б. М. Неменского.
-Изобразительное
искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.
Неменского. 5
-9 классы:
Учеб. пособие для общеобразоват. организаций /
(Б.М.Неменский,
Л.А. Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских).
-4 –е изд.
–М.: Просвещение, 2016. -176 с.
УЧЕБНИКИ
Н. А. Горяева,
О. В. Островская. «Изобразительное искусство.
Декоративно-прикладное
искусство в жизни человека. 5 класс» под
редакцией Б.
М. Неменского; Л. А. Неменская. «Изобразительное
искусство.
Искусство в жизни человека. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; А. С.
Питерских, Г. Е. Гуров. «Изобразительное
искусство.
Дизайн и архитектура в жизни человека.7 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
А. С. Питерских.
«Изобразительное
искусство. Изобразительное искусство в театре,
кино, на
телевидении.8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.
ПОСОБИЯ ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ
Н. А.
Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская.
Рабочая
тетрадь. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Л. А. Неменская.
«Изобразительное искусство. Твоя мастерская.
Рабочая
тетрадь. 6 класс» под редакцией Б. М. Неменского; Г. Е. Гуров, А. С. Питерских.
«Изобразительное искусство.
Твоя
мастерская. Рабочая тетрадь. 7 класс» под редакцией
ПОСОБИЯ ДЛЯ
УЧИТЕЛЕЙН. А. Горяева.
«Уроки
изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Поурочные разработки.5 класс» под редакцией Б. М. Неменского;
«Уроки
изобразительного искусства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки.6
класс» под редакцией Б. М. Неменского;
Г. Е. Гуров,
А. С. Питерских.
«Уроки
изобразительного искусства. Дизайн и архитектура в жизни человека. Поурочные
разработки. 7 класс» под редакцией Б. М. Неменского; В. Б. Голицына, А. С.
Питерских.
«Уроки
изобразительного искусства. Изобразительное искусство в театре, кино, на
телевидении. Поурочные разработки. 8 класс» под редакцией Б. М. Неменского.