Музыка
Аннотация к рабочим программам по
музыке для обучающихся
1-2 классов
Рабочие программы по музыке для 1-4 классов
разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго
поколения начального общего образования, Примерной
образовательной программой по музыке, с учетом авторской
программы по музыке Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С.
Шмагиной.
Цель массового музыкального образования и
воспитания - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной
культуры школьников. Программы составлены в соответствии с количеством
часов, указанном в Базисном учебном плане. Предмет музыка изучается в 1-4
классах в объеме 135 часов из расчета один час в неделю.
Содержание образования в первом классе представлено
темами «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты». Приоритетным в программе является введение
детей в многообразный мир искусства через образы русской музыкальной культуры.
Знакомство с произведениями отечественных композиторов помогает понять их
интонационную и жизненную основу: песенную, маршевую, танцевальную, определить
роль музыки в жизни человека, ее образную природу. Школьники учатся определять
жанровые особенности музыки, звучащей в цирке, в детской опере, в
кино.
УМК:
- Музыка. Рабочие программы.
Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы. Пособие
для учителей общеобразовательных организаций. М., «Просвещение», 2013
- «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы»,
методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.
- «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М.,
Просвещение, 2001г.
- Фонохрестоматия для 1 класса (3 кассеты)
- Учебник-тетрадь «Музыка 1 класс», М., Просвещение, 2012г.
Содержание образования во втором классе представлено
темами «Россия-Родина моя», «День, полный событий», «О России петь-что
стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «В музыкальном
театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье». Их
изучение направлено на формирование у школьников представлений об основных
закономерностях музыкального искусства, интонации, как основе музыкальной речи,
о формах построения музыки. Знакомство с произведениями отечественных и
зарубежных композиторов помогает понять музыкальную картину мира: разные виды
музыки, певческих голосов, тембров музыкальных инструментов, виды оркестров,
УМК:
- Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П.
Сергеевой, Е.Д. Крицкой 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных
организаций. М., «Просвещение», 2013 «Методика работы с учебниками «Музыка
1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2008г.
- Фонохрестоматия для 2 класса (2 кассеты)
-Учебник «Музыка» 2 класс, М., Просвещение, 2012г.
- Рабочая тетрадь по музыке для 2 класса М., Просвещение, 2008г.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Печатные
пособия
1.Портреты композиторов.2. Таблицы признаков характера
звучания. 3.Таблица длительностей. 4.Таблица средств музыкальной
выразительности. 5. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в
соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Экранно-звуковые
пособия
1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся
отечественных и зарубежных композиторов.
3.Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
4.Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
5.Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
6.Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
7.Нотный и поэтический текст песен.
8.Изображения музыкантов, играющих на различных
инструментах.
9.Фотографии и репродукции картин крупнейших центров
мировой музыкальной культуры.
Технические
средства обучения
1.Музыкальный
центр. 2.Ноутбук .3. Мультимедиа проектор.
Музыкальные
инструменты
1.Пианино. 2. Детские шумовые инструменты.
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8 классов на основе
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, Фундаментального ядра содержания общего образования,
Примерных программ «Музыка», «Искусство» основного общего образования.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОМПЛЕКС (УМК)
·
Науменко
Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 5 класс. М.: Дрофа
·
Науменко
Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 6 класс. М.: Дрофа
·
Науменко
Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 7 класс. М.: Дрофа
·
Науменко
Т. И., Алеев В. В. Искусство. Музыка. Учебник. 5 класс. М.: Дрофа
УЧЕБНЫЙ ПЛАН (КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
·
5 класс
— 1 час в неделю, 34 часов в год
·
6 класс
— 1 час в неделю, 34 часов в год
·
7 класс
— 1 час в неделю, 34 часов в год
·
8 класс
— 1 час в неделю, 34 часов в год
ЦЕЛЬ: предмета «Музыка» в основной
школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через
приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического
формирования личности.
ЗАДАЧИ:
§
научить
школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека
(«Без музыки земля — пустой, недостроенный дом, в котором никто не
живет»);
§ содействовать развитию внимательного и
доброго отношения к окружающему миру;
§ воспитывать эмоциональную отзывчивость к
музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
§ развивать интеллектуальный потенциал;
§ всемерно способствовать развитию интереса
к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве, пении, инструментальном музицировании,
музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных
произведений, подборе поэтических и живописных произведений к изучаемой музыке,
выполнении «музыкальных рисунков», художественно-творческой практике применения
информационно-коммуникационных технологий;
§ способствовать формированию слушательской
культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального
искусства;
§ научить находить взаимодействия между
музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой и
изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
§ сформировать систему знаний, нацеленных на
осмысленное восприятие музыкальных произведений (обобщенное понимание
характерных признаков музыкально-исторических стилей, знание наиболее
значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности,
осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном
искусстве);
§ активизировать применение проектной
деятельности в учебном процессе;
§ развивать навыки проектирования
индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности.
Программа обеспечивают достижение
выпускниками основной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
·
формирование целостного представления о поликультурной
картине современного музыкального мира;
·
обогащение
духовного мира на основе присвоения
художественного опыта человечества;
обогащенное представление о художественных ценностях произведений
разных видов искусства;
·
инициативность
и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
наличие предпочтений,
художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и
заинтересованного отношения к искусству;
·
умение
рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях
социума;
·
соответствующий возрасту уровень восприятия искусства;
·
навыки
проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой
деятельности;
·
контроль собственных учебных действий и самостоятельность
в постановке творческих задач;
·
участие
в учебном сотрудничестве и
творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам
сверстников.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
·
понимание роли искусства в становлении
духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
·
общее представление об этической составляющей искусства
(добро, зло, справедливость, долг и т. д.);
·
развитие устойчивой потребности в общении с
миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
·
самостоятельность при организации содержательного
культурного досуга;
·
соответствующий
возрасту уровень духовной культуры;
·
творческий
подход к решению различных
учебных и реальных жизненных проблем;
расширение сферы познавательных интересов,
гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
·
усвоение
культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального
поведения;
эстетическое отношение к окружающему
миру (преобразование действительности, привнесение
красоты в человеческие отношения и др.).
ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
·
постижение
духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений
искусства;
·
понимание
художественных явлений действительности в их многообразии;
·
общее
представление о природе искусств и специфике выразительных
средств отдельных его видов;
·
освоение
знаний о выдающихся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного
искусства;
·
овладение умениями и навыками для эмоционального
воплощения художественно-творческих идей в разных видах
искусства;
·
эмоциональное восприятие существующих традиционных
и современных видов искусства в их взаимопроникновении;
·
осознанное
применение специальной терминологии
для обоснования собственной
точки зрения в отношении проблем искусства;
·
опыт художественно-творческой
деятельности в разных видах искусства;
·
участие в разработке
и реализации художественно-творческих проектов.
СОДЕРЖАНИЕ:
5 класс
Тема года:
«МУЗЫКА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»
§
Музыка
рассказывает обо всём. (1 час)
§ Древний союз. (3 часа)
§ Слово и музыка (3 часа)
§ Песня. (3 часа)
§ Романс. (2 часа)
§ Хоровая музыка. (2 часа)
§ Опера. (2 часа)
§ Балет. (2 часа)
§ Музыка звучит в литературе. (2 часа)
§ Музыка и изобразительное искусство. (2
часа)
§ Музыкальный портрет. (1 час)
§ Пейзаж в музыке. (3 часа)
§ Музыкальная живопись» сказок и былин. (3
часа)
§ Музыка в произведениях изобразительного
искусства. (3 часа)
§ Повторение (2 часа)
6 класс
Тема года:
«В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ?»
§ Музыка души. (1 час)
§ Тысяча миров музыки. (7 часов)
§ Заключительный урок по теме «Тысяча миров
музыки». (1 час)
§ Как создаётся музыкальное произведение. (1
час)
§ Ритм. (6 часов)
§ Мелодия. (3 часа)
§ Гармония. (4 часа)
§ Полифония. (2 часа)
§ Фактура. (2 часа)
§ Тембры. (3 часа)
§ Динамика. (2 часа)
§ Чудесная тайна музыки. (1 час)
7 класс
Тема года:
«СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА В МУЗЫКЕ»
§ О единстве содержания и формы в
художественном произведении (1 час)
§ Содержание в музыке (4 часа)
§ Каким бывает музыкальное содержание (4 часа)
§ Музыкальный образ (3 часа)
§ О чём рассказывает музыкальный жанр (4
часа)
§ Форма в музыке (1 час)
§ Что такое музыкальная форма (2 часа)
§ Виды музыкальных форм (8 часов)
§ Музыкальная драматургия (7 часов)
8 класс
Тема года:
«ТРАДИЦИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ»
§ Музыка «старая» и «новая» (1 час)
§ Настоящая музыка не бывает «старой» (1
час)
§ О традиции в музыке (1 час)
§ Вечные темы в искусстве
сказочно-мифологические темы (6 часов)
§ Мир человеческих чувств (10 часов)
§ В поисках истины и красоты (5 часов)
§ О современности в музыке (9 часов)
§ Заключительный урок (1 час)