Родной язык (1-4 класс)
Аннотация к
рабочей программе по родному языку, 1-4 класс
Рабочая
программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,
Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторских
программ В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В.
П. Канакиной «Русский язык», утвержденных МО РФ в соответствии с требованиями
Федерального компонента государственного стандарта начального образования
(авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий; учебно - методический комплект «Школа
России»). (Русский язык. Сборник рабочих программ УМК «Школа России». 1-4 классы,
С.В. Анащенкова: М., Просвещение, 2011г.) В систему предметов
общеобразовательной школы предметная область «Родной язык и литературное чтение
на родном языке» включена приказом Минобрнауки от 31.12.2015 года №1577.
Изучение
данной предметной области должно обеспечить:
· воспитание
ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
· приобщение к
литературному наследию своего народа;
·
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
·
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей
в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
· получение
знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий
лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и
текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. Общая характеристика
курса Ведущая идея настоящего курса – изучение родного русского языка с позиции
его духовной, культурно-исторической ценности. Программа направлена на решение
следующих целей:
·
совершенствование норм и условий для полноценного функционирования и развития
русского языка как государственного языка Российской Федерации и как языка
межнационального общения;
·
обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как средству
укрепления русского языка (как родного). Достижение поставленных целей изучения
родного языка обеспечивается решением следующих задач:
·
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
·
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей
к творческой деятельности на родном языке;
·
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
· воспитание
позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Ценностные
ориентиры содержания курса.
Ведущее
место предмета «Родной язык» (русский) в системе общего образования обусловлено
тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации,
родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение
русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как
основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся
начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к
русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что
правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры
человека. На уроках родного (русского) языка ученики получают начальное
представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе
адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Описание места
учебного предмета в учебном плане.
На
изучение родного языка в начальной школе выделяется 135 ч. В 1 классе – 33 ч (1
ч в неделю, 33 учебные недели. Во 2 – 4 классах на уроки русского языка
отводится по 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели). Для реализации
программного содержания используется завершенная предметная линия учебников:
1. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1
класс. В 2 ч. Ч. 1
2. Горецкий В.Г. и др. Азбука. Учебник. 1
класс. В 2 ч. Ч. 2
3.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 1 класс
4.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1
5.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2
6.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1
7.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2
8.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1
9. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2
Методические
пособия для учителей:
1.
Горецкий В.Г. и др. Обучение грамоте
2.
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Методическое пособие. 1 класс
3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык.
Методическое пособие. 2 класс
4. Канакина В.П., Фомичева Г.А.. Русский язык.
Методическое пособие. 3 класс
5.
Канакина В.П. Русский язык. Методическое пособие. 4 класс
6.
Канакина В.П. Работа с трудными словами. 1-4 классы