Обществознание
Аннотация к рабочей программе по обществознанию 5-9 классы
Рабочая программа по обществознанию (5-9 классы)
составлена на основе следующих нормативных
документов:
·
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе
Примерной программы по обществознанию для 5-9 классов, авторской программы по
обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова и
обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной
дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного
общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного
процесса в образовательном учреждении.
·
Необходимым
условием успешности изучения данного предмета выступает наличие современных
учебно-методических комплексов. Издательство «Просвещение» подготовило
завершенную линию учебников по обществознанию для 5 - 9 классов. Коллектив
авторов учебников возглавляет академик РАО, доктор педагогических наук,
профессор Л.Н.Боголюбов.
·
Все
учебники линии (5-9 классы) успешно прошли экспертизу РАН и РАО в 2014 г.,
входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном
процессе в образовательных организациях в 2014 - 2015 гг.
При составлении рабочей программы использовались
материалы программ:
·
Л. Н.
Боголюбов. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 5-9
классы. М.: Просвещение, 2018.
Структура
рабочей программы
Рабочая программа по истории состоит из следующих
разделов:
1.
Пояснительная записка
(структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса,
его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач).
2.
Общая
характеристика учебного предмета
3.
Описание
места учебного предмета, курса в учебном плане
4.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса
5.
Содержание
тем учебного предмета (курса)
6.
Календарно-тематический
план
7. Перечень учебно-методического обеспечения
ОСНОВНОЕ
ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Место
предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации отводит 170 часов для
обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного
общего образования. В том числе: в 5, 6, 7, 8, 9-х классах по 35 часа, из
расчета 1 учебный час в неделю. Данная рабочая программа соответствует этому
требованию.
Цели
освоения обучающимися предмета
Изучение обществознания (включая экономику и право)
на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на
достижение следующих целей:
·
развитие личности
в период ранней юности, ее
духовно-нравственной, политической и
правовой культуры, экономического
образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и
правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса
к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
·
воспитание общероссийской идентичности, гражданской
ответственности, правового
самосознания, толерантности,
приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
·
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом
регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в
учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или
самообразования;
·
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать,
систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной,
коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни
гражданского общества и государства;
·
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
типичных задач в области социальных
отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений,
включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в
семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с
нормами
поведения, установленными законом; содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая
характеристика учебного предмета
Содержание основного общего
образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих
основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе,
правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными
содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения,
совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие
в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного
предмета обществознания является опыт познавательной и практической
деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной
информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные
социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в
учебном процессе и социальной практике.
Примерная программа предусматривает выделение двух
самостоятельных, связанных между собой этапов: Первый этап (5-6кл.) носит
преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации
младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по
отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Второй этап (7-9 кл.)
ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс
социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором
этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом
возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности),
социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
На каждом из этапов реализуются
межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Планируемые
результаты освоения обучающимися предмета
В результате изучения обществознания (включая
экономику и право) на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
·
биосоциальную
сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль
человека в системе общественных отношений;
·
тенденции
развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших
социальных институтов;
·
необходимость
регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы
правового регулирования;
·
особенности
социально-гуманитарного познания;
уметь:
·
характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;
·
анализировать
актуальную информацию о
социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия
между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и
обществоведческими терминами и понятиями;
·
объяснять
причинно-следственные и
функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия
человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной
среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
·
раскрывать
на примерах изученные
теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
·
осуществлять
поиск социальной
информации, представленной в различных знаковых системах (текст,
схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных
оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. )
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать
неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения,
аргументы и выводы;
·
оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая
личность, группы, организации, с точки зрения
социальных норм, экономической рациональности;
·
формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным
проблемам;
·
подготавливатьустное выступление, творческую работу по
социальной проблематике;
·
применять
социально-экономические
и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным
социальным проблемам;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
·
успешного
выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными
социальными институтами;
·
совершенствования
собственной познавательной деятельности;
·
критического
восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой
коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования
собранной социальной информации;